Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Любимая актриса Бориса Кустодиева на диетах не сидела

Развлечения
Картина «Красавица», на которой изображена Фаина Шевченко.
Картина «Красавица», на которой изображена Фаина Шевченко. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

В одном из блогов я случайно прочитала, что художник Борис Кустодиев на картине «Красавица» изобразил артистку МХАТа Фаину Шевченко, судьба которой затерялась за давностью времен. Что ж, было известно, что она уроженка Воронежа, как и я. Поэтому судьба этой женщины меня заинтересовала. Фаина покорила Москву и влюбила в себя немолодого художника. Но что было с ней дальше?

Собирая по крупицам информацию из старых книг, воспоминаний сослуживцев актрисы, сложилась история жизни этой удивительной женщины.

Фаина Васильевна Шевченко родилась 5 апреля 1893 года в Воронеже. Свой неповторимый голос она унаследовала от отца, который пел в хоре Митрофановского монастыря. Фаина окончила Мариинскую гимназию и отправилась учиться дальше — В Москву. Окончив Школу МХАТ, она стала актрисой театра. Блистала на сцене до начала 60-х.

ОНА БЫЛА АКТРИСОЮ...

Встреча Кустодиева и юной артистки МХАТа случилась в августе 1914 года. Тогда он приехал в Москву по делам.

Он руководил мхатовскими художниками, изготовлявшими декорации к спектаклям. Она показалась ему верхом совершенства. Румяная, пышнотелая. Фаина призналась, что с упоением репетирует роль жены статского советника Фурначева Настасьи Ивановны в спектакле «Смерть Пазухина».

После премьеры Кустодиев зашел к ней в гримерку. Робко попросил позировать для своей картины. Она согласилась. Ее лишь возмутило, что она должна позировать обнаженной. Борис Михайлович нежно ее уговаривал, держал за руку: — Я ж не для себя прошу вас раздеться, а искусства ради.

Работалось ему легко. Хотя все чаще мучили боли в пояснице, свидетельствовавшие о грозной болезни. Но было вдохновение и состояние влюбленности в молодую женщину. И это отодвигало физические страдания на второй план. Она видела, что Кустодиев к ней питает отнюдь не дружеские чувства, но не смущалась. Ей это льстило.

Картина была нарисована. И они разошлись как в море корабли.


СКАНДАЛЬНАЯ КАРТИНА

Шедевр Кустодиева наделал много шума в мире искусства. Формы Фаины отнюдь не считались эталоном красоты. В моде были грация и худоба. Но актриса не сидела на диетах, да что греха таить, очень любила покушать. В своих воспоминаниях актриса Софья Гиацинтова писала: «Бывало, идем мы на занятия, к Мордкину по Малой Дмитровке, а она уже высматривает нас из окна первого этажа. «Девки, — кричит, — идите какао пить с пирожками!»

Что ж, мужчины Фаину обожали такой, какая она есть. Ею восхищался актер-мхатовец Николай Баталов, тот самый, что сыграл в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь». Ею был очарован Блок, для которого она пела цыганские романсы. Но увлечения сменились большой любовью. В стенах театра случился служебный роман с актером Григорием Хмарой. Они были яркой парой того времени. Но в 1922 году он уехал на гастроли в Берлин. Заграничная жизнь закрутила Григория.

Посыпались предложения от именитых режиссеров. Здесь он познакомился со звездой немецкого кино Астой Нильсен. О том, что он больше не вернется, Фаина узнала из короткого письма. Сердце разрывалось на части. Асте тогда было 40, Григорию — 30. Они вместе снимались и вместе жили. Спустя семь лет отношения с Астой разладились, и он рвался на родину, вымаливал прощения у Фаины. А она ждала его все эти годы. И сердце радостно стучало в ожидании хоть и блудного, но любимого мужа.

Но Хмара получил отказ на возвращение в Советскую Россию. Они так больше никогда и не встретились.


ЧЕТЫРЕ «КРАСАВИЦЫ» 

Уже прикованный к инвалидному креслу Кустодиев, глядя на эскизы, сделанные с Фаины Шевченко, решил повторить свой шедевр. Он долго всматривался в овал ее лица на бумаге. Думал, а правда ли он ее любил или ему все привиделось? Может, это было его увлечение не женщиной, а работой. Его бесконечный роман с кистью. Так появится еще одна «Красавица», датированная 1918 годом, которая находится в Тульском музее. Та первая, 1915 года, хранится в Третьяковке. Затем Шаляпин закажет художнику написать для него «Красавицу», и снова на ней будет Фаина Шевченко.

Но и эта «Красавица» Кустодиева не последняя. В 1921 году художник повторил свою первую картину.

 

ДОСЬЕ 

Борис Кустодиев родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.

Учился в петербургской Академии художеств. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

В 1901 году женился на Юлии Прошинской. Дети — сын Кирилл, дочь Ирина.

Долгие годы был прикован к инвалидному креслу.

Умер 26 мая 1927 года в Ленинграде.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.