Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Подлинная история "Трактира на Пятницкой"

Сюжет: 

Городские легенды
Общество
Спросите любого прохожего, чем знаменита Пятницкая улица и, наверное, каждый второй, как минимум, скажет: трактиром!
Спросите любого прохожего, чем знаменита Пятницкая улица и, наверное, каждый второй, как минимум, скажет: трактиром! / Фото: Олег Фочкин

В наше сознание вбился образ, который появился благодаря советскому кино. Популярный детектив «Трактир на Пятницкой» отбросил назад другие многочисленные достопримечательности одной из самых старых улиц Замоскворечья. И, хотя, сегодня далеко не все помнят сюжет фильма, этот образ стал настоящим символом, без которого и Пятницкую и криминальный мир столицы 20-х годов представить просто невозможно.

Так где же на самом деле располагался этот знаменитый трактир? Меня этот вопрос интересовал с детства, сразу после первого просмотра фильма. Да, к тому же корни моей семьи находятся в этом районе, и любопытство было отнюдь не праздным. Нужно же знать, какие интересные места находятся рядом с твоим домом.

И ответ пришел неожиданно, от моей родной бабушки. Оказывается ее старшая двоюродная сестра в 20-е годы довольно короткое время подрабатывала в этом трактире, и они - совсем еще девчонки из любопытства бегали к родственнице посмотреть на завсегдатаев заведения - разодетых нэпманов и блатных ухарей, в брюках-клеш и рубашках апаш. Впрочем, долго им это с рук не сходило, подобные походы родители не приветствовали и бабушка получила серьезный нагоняй. Кстати, в здании напротив, через дорогу, где в начале перестройки выстраивались очереди за австралийским хлебом, на втором этаже располагалась начальная школа, из окон которой девчонки и наблюдали за трактирной жизнью.

Конечно, событий, описанных в фильме, в этом трактире не происходило. Драки случались, может даже кого и подрезали из блатных, как и кошельки у подвыпивших гуляк, но «малина» в трактире не собиралась.

А располагался он не у Садового кольца, как предполагали некоторые исследователи, а недалеко от метро "Новокузнецкая", там, где теперь четко по назначению расположен английский паб.

А в 19-м веке по обеим сторонам улицы тянулись небольшие усадьбы с садами. Здесь жили драматург Александр Островский и граф Лев Толстой... И, конечно, было множество торговых лавок.

С конца XIX века здесь стали появляться более грузные и монументальные доходные жилые дома, постепенно вытесняя маленькие деревянные домики, то и дело занимавшиеся огнем пожаров и небольшие дворики, по которым бегали куры и утки.

Трактир, о котором идет речь, носил условное название «Три ступеньки», так как именно такое количество ступенек вело в полуподвальное помещение.  В романе Николая Леонова, по которому поставлен фильм, так описывается это питейное заведение:

«Трактир находился в полуподвале старого дома. К тяжелой дубовой двери вели три щербатые ступеньки». На стене старого четырехэтажного дома красовалась вывеска ресторан “Встреча”, но никто в округе такого ресторана не знал, заведение было известно как трактир «Три ступеньки»...»

В старые времена здесь можно было встретить вывески «Театр», «Книги», «Столовая», «Парикмахерская», «Колбасы», «Мясо», «Союзпечать». А напротив, в переулочке располагалась в советские годы пивная, которую также называли «Три ступеньки». Может быть, отсюда и возникла некоторая путаница. В этой пивной всегда после рабочего дня собирались рабочие с расположенного на соседней улице Московского радиозавода. Теперь ее уже нет. Зато появилось много новых пабов и кафе.

Фильм снимали на Ордынке

Советский художественный фильм «Трактир на Пятницкой»  появился на экранах в 1978 году и занял пятое место среди лидеров проката.

Напомним, что по сюжету оперативники МУРа во времена НЭПа приступили к ликвидации банды преступников-рецидивистов, обосновавшихся в трактире на Пятницкой. Одному из сотрудников с риском для жизни удалось внедриться в банду…

Леонов дал обаятельному карманнику имя «Пашка-Америка». Такой преступник действительно был. Но настоящий Пашка-Америка (Павел Андреев) действовал в Москве во второй половине 1940-х годов, промышляя вооруженными ограблениями и убийствами. Его «подвигам» посвящен один из фильмов документального цикла «Следствие вели…» с Леонидом Каневским (Пашка-Америка «Бандитский король»)

Фильм снимался на Большой Ордынке, в Подворье Малоярославецкого Никольского монастыря.

Сначала здание в русском стиле было двухэтажным. Его построили по проекту архитектора Ушакова в 1899 году и уже во второй половине 30-х годов прошлого века надстроили еще двумя этажами.

Кстати, специально для этого фильма популярный ленинградский бард Александр Дольский написал песню «Господа офицеры». А спела ее не менее популярная тогда Жанна Бичевская.

Помните:

Всё идешь и идешь, и сжигаешь мосты.

Правда где - а где ложь? Слава где - а где стыд?

А Россия лежит в пыльных шрамах дорог,

А Россия дрожит от копыт и сапог.

А еще фильм стал звездным началом для многих известных в дальнейшем актеров. В частности доросшего недавно до булгаковского Мастера Александра Галибина.

Конечно, в этом фильме было мало правды. И появились даже разговоры, что он романтизирует воровскую жизнь. Но прошли годы, а фильм жив и сегодня.

Факт

Фильм «Трактир на Пятницкой» вошел в общий рейтинг 50 самых посещаемых фильмов советского кинопроката , где занял 30-е место. Он вышел в прокат 17 июля 1978 года. И до конца года его посмотрели 54,1 миллиона зрителей. Роман Николая Леонова до фильма назывался «Ждите моего звонка».

Господа офицеры (песня для к/ф "Трактир на Пятницкой")

Автор: Александр Дольский

Всё идешь и идешь, и сжигаешь мосты.

Правда где - а где ложь? Слава где - а где стыд?

А Россия лежит в пыльных шрамах дорог,

А Россия дрожит от копыт и сапог.


Господа офицеры, голубые князья,-

Я, конечно, не первый, и последний - не я...

Господа офицеры, я прошу вас учесть:

Кто сберег свои нервы - тот не спас свою честь.


Кто мне брат, кто мне враг – разберусь как-нибудь:

Я российский солдат – прям и верен мой путь.

Даже мать и отца, даже брата забыл,

Но в груди до свинца лишь Россию любил.


Господа офицеры, мне не грустно, о нет!

Суд людской или божий через тысячу лет,

Господа офицеры, я прошу вас учесть:

Господа офицеры, не спасет вашу честь!


Я врагов своих кровь проливаю, моля:

"Ниспошли к ним любовь, о Россия моя!"

А Россия лежит в пыльных шрамах дорог,

А Россия дрожит от копыт и сапог.


Господа офицеры, голубые князья,-

Я, конечно, не первый, и последний - не я...

Господа офицеры, я прошу вас учесть:

Кто сберег свои нервы - тот не спас свою честь.

История Пятницкой

Название улица получила по церкви Параскевы Пятницы, изумительное здание которой возвели в 1741 году и уничтожили в

1934-м. На ее месте стоит павильон станции метро «Новокузнецкая». Окуджава так воспел улицу:

Как мне нравится по Пятницкой в машине проезжать!

Восхищения увиденным не в силах я сдержать.

Кораблями из минувшего плывут ее дома,

Будто это и не улица - история сама.

Здесь любил гулять Есенин

На месте дома № 76 в конце Пятницкой улицы до 1933 года была двухэтажная постройка, где некогда находился трактир.

Одним из частых посетителей этого заведения и был юный корректор располагавшейся напротив сытинской типографии Сергей Есенин, живший в 1912–1914 годах вместе с отцом неподалеку отсюда, в Большом Строченовском переулке. Говорят, что именно здесь, в трактире на Пятницкой, поэт впервые употребил спиртное, чем вызвал крайнее неудовольствие своего отца...

"идёшь с ними по Кадашевской набережной,  стараясь не наступать на лужи, потому что в них качается небо, и через  каких-то сто метров – «Три ступеньки» – действительно, три ступеньки  вниз, автоматы, автопоилка, и ты бросаешь в щёлку 20 копеек, и в  гранёный стакан тебе наливается больше половины восхитительного  портвейна медового цвета, и ты пьёшь его залпом, но не спеша, маленькими глотками. А потом можно дойти до угла, повернуть на Пятницкую, купить куль горячих  пончиков, посыпанных сахарной пудрой, и через соседнюю дверь попасть в  кинотеатр документального фильма и пойти, глотая горячие пончики, в тёмный кинозал".

Андрей Макаревич "Занимательная наркология".

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.