Это прививка культуры
На вопрос: «Хорошо это или нет — наличие детских летних киношкол?» — бы ответил однозначно: хорошо. Пусть даже курс для подростков будет рассчитан всего на две летние недели и будет стоить родителям каких-то денег, все равно это впрыскивание, прививка культуры подросткам в той или иной ее форме.
Это полезная инъекция. Но мой ответ был бы не столь однозначен, спроси вы меня: «Хорошо ли наличие летних киношкол для молодых людей старше 16 лет?» Вот тут моя точка зрения противоположная: это не очень хорошо. Количество не всегда переходит в качество, и это как раз тот самый случай. Потому что летний курс все равно будет кратким по времени, и значит, будет происходить «диффузия» профессии (а в этом возрасте молодые люди как раз выбирают свой дальнейший путь). Будет происходить распыление, размывание профессии, что связано с нехваткой времени, прежде всего на практику. Не будет концентрации на важных вещах, а значит, будет происходить общее падение качества обучения. А ведь только через практику можно чему-то научиться в нашей профессии.
Я вот вспоминаю историю о том, как один очень известный режиссер, приглашенный в советское время во ВГИК мастером курса, появился на занятиях несколько раз, а потом бесследно пропал. И когда ему дозвонились из деканата и спросили, что происходит, он ответил: «А я уже рассказал им все, что знал». Поэтому, когда меня в свое время пригласили вести курс «режиссуры», я начал с разрабатывания методики и практической части того, чему именно собираюсь обучать наших студентов. И начинали мы не с фильмов, а с крошечных этюдов, которые ребята должны были снимать на неподвижно стоящую камеру. Задачей было, чтобы с помощью изображения они передали бы эмоцию, образ.
Ну, например, мои сняли такой этюд. В пустой комнате стоит стул, на котором висит пиджак. На нем — военные ордена. Открыто окно, за окном — вечер, и ветер слегка колышет легкую занавеску. Вот тут изображением все сказано, оно рождает нужную эмоцию! В нашем кино (а я вижу много фильмов, в том числе и от молодых людей) частенько складывалось впечатление, что режиссера в фильме нет, а оператор просто схватил камеру и начал ею снимать все подряд, словно шлангом огород поливает — справа налево, слева направо. Что вижу, о том и пою. Это особенно ярко проявляется, кстати, в роликах, выложенных в Интернет.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Ремесло против творчества
Михаил Сегал, кинорежиссер:
— Конечно, режиссура — творческая вещь, в ней, я убежден, не может быть универсальной методики, как, например, в автошколе. Но какая-то методика должна быть обязательно, раз уж организация взяла на себя ответственность и называет себя учебным заведением (далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции