РПЦ и закон о домашнем насилии: что с ним не так
Критика проекта закона о семейно-бытовом насилии со стороны Русской православной церкви вызвала шквал возмущения у либеральной или псевдолиберальной, как кому больше нравится, общественности, которая уже и вынесла свой приговор. Мол, церковники ратуют за избиение жен и детей мужьями. Это, дескать, их «духовные скрепы». Но недовольство конкретными формулировками нормативного акта еще не означает, что РПЦ выступает за насилие в семье. На это справедливо указал епископ Савва (Тутунов) в своем телеграм-канале. Но кого же это интересует. Как говорится, при чем тут борщ, когда такие дела на кухне!
Между тем, позиция РПЦ в отношении конкретного, подчеркну это, конкретного законопроекта, с моей точки зрения, вполне правозащитная. Да-да.
В опубликованном для обсуждения проекте закона семейно-бытовое насилие определяется как «умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления». Э, простите, как? О каких именно действиях идет речь, если они не описаны ни в Кодексе административных происшествий, ни в Уголовном кодексе?
Вот именно против размытых формулировок и выступают представители Русской православной церкви. Не трудно представить, как спор мужа и жены о покупке новой шубы или покрышек для машины в случае принятия закона можно будет трактовать как «деяние, причинившее психическое страдание с причинением имущественного вреда» одному из супругов.
Профессиональные юристы отмечают, что не понимают, о каком деянии идет речь в проекте закона, а любая правовая неопределенность приводит к тому, что применяется неопределенная норма максимально вредным способом из всех возможных.
Напомню, десять лет назад так же активно обсуждались поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие статью 156 «Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Хотели давать за это пять лет лишения свободы. И тогда представители РПЦ резко выступали против. Как, кстати, и либеральные правозащитники.
Представитель правительства в РФ в высших судах, знаменитый адвокат и игрок клуба «Что? Где? Когда?» Михаил Барщевский тогда заявил, что под такой «резиновый» состав преступления можно притянуть все что угодно. А протоиерей Димитрий Смирнов, ныне возглавляющий патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства, в 2009 году назвал те поправки «сатанинским замыслом против человека и механизмом разрушения семьи». И тогда его оценки не вызывали столь яростной критики с противоположного политического фланга. Хотя и церковь, и сам отец Димитрий и тогда, и сейчас выступали с консервативных позиций.
Но за минувшее десятилетие политическая поляризация резко выросла.
Позиция РПЦ не изменилась: церковь последовательно выступает против произвола чиновников в семейной жизни. Не за побои, не за насилие и жестокое обращение с домашними. Кстати, в 2009-м поправки в ту статью УК были приняты. Напрасно юристы, журналисты, общественники и священники напоминали, что у нас даже перечня родительских обязанностей нет! А за их неисполнение, между прочим, сажают.
Давайте не будем наступать на грабли.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции