Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Алла Сурикова: Организм требует смеха

Сюжет: 

Московский урбанистический форум – 2019
Общество
Алла Сурикова: Организм требует смеха
Народная артистка РФ Алла Сурикова / Фото: Артем Геодакян/ТАСС
По данным Москино, посещаемость коммерческих показов в сети за 2018 год выросла на 21 процент. О «важнейшем из искусств» беседуем с кинорежиссером Аллой Суриковой.

— Алла Ильинична, давайте поговорим о тенденциях современного кинопроцесса в целом и в отдельно взятом, представляемом вами жанре комедии. Ваш фестиваль «Улыбнись, Россия!» первым столкнулся с нововведением Министерства культуры — показывать на кинофорумах только те фильмы, у которых есть прокатное удостоверение. Какие издержки пришлось испытать?

— В этом году у нас в конкурсе было около тридцати хороших комедий. Но в связи с решением Минкульта зритель лишился нескольких очень веселых, уже отобранных нами зарубежных картин, поскольку к моменту проведения фестиваля у них еще не было прокатного удостоверения, а наш киносмотр все эти годы носил статус ≪открытого российского≫ (ограничение не действует при статусе «международного». — «ВМ»).

К сожалению, получается, что отныне в отношении зарубежных комедий у нас будет проходить конкурс прокатчиков, а не режиссеров. То есть мы будем показывать не лучшее свежее зарубежное комедийное кино, а те зарубежные ленты, которые уже побывали в российском прокате и оказались наиболее успешными. А поменять статус фестиваля не так-то просто: необходимо переоформлять массу бумаг.

— Фестивалей комедийного кино в стране, кроме вашего, нет. Так что вы — главные эксперты в области того, над чем же сегодня смеется Россия…

— Над тем, над чем смеялась всегда. Три кита современной комедии: деньги-любовь-власть. Абсолютно ≪чистых≫ комедий (с точки зрения чистоты жанра) сейчас почти нет. Но есть лирические мелодрамы, есть комедии на стыке с драмой. Если говорить о тенденциях, то в нынешнем году в комедийном жанре как никогда много дебютов. Я как президент фестиваля всегда с вниманием отношусь к молодому дебютному кино, потому что лучшим дебютам мы даем призы. В этом году среди восьми дебютных картин выбрать было непросто, многие из них были сильные. В комедию пришли хорошие ребята.

— И это при том, что жанр комедии всегда считался самым сложным и непредсказуемым: в СССР на комедийный фильм выдавали пленки в четыре раза больше, чем на картины других жанров, потому что было непонятно, окажется ли отснятый материал смешным в финале. Так почему же молодежь пошла в эту сторону?

— У комедии как жанра в последние годы сильно подскочил рейтинг. Этому есть чисто биологическое объяснение: наша жизнь в эпоху коммерции непростая, а смех дает возможность в любых, даже тяжелых, условиях оставаться здоровыми. Врачи объясняют это так: обогащенные дополнительным кислородом легкие смеющегося человека активно стимулируют жизненные процессы. Именно поэтому (вы наверняка замечали) вокруг человека, рассказывающего смешные байки, мгновенно собираются слушатели: наши организмы интуитивно хотят оздоровления. Как-то я даже проводила в Общественной палате заседание на тему ≪Улыбнись, Россия!≫ как национальная идея≫. Вот и Рузвельт во время Великой депрессии призывал свой народ: ≪Смейтесь, черт вас возьми!≫ И Чаплин утверждал, что жизнь —это ≪не чередование похорон≫.

Но вы правы, говоря, что этот жанр самый сложный и непредсказуемый. Просчитать шутку сложно. Однажды я встретила в коридоре монтажной ≪Мосфильма≫ своего учителя Георгия Данелию, который нервно курил одну сигарету за другой. Он сидел мрачный, сосредоточенно злой. И я спросила: ≪Почему вы, снявший столько замечательных картин, сидите в таком мрачном состоянии? Неужели не уверены в том, что сняли?≫ А он ответил: ≪Никогда не уверен. Это всегда как в первый раз≫. А заканчивал он ≪Осенний марафон≫.

— Алла Ильинична, ваша последняя картина «Любовь и Сакс» снималась на улицах Москвы и вошла в список избранных фильмов, претендовавших на приз мэра за создание лучшего кинообраза города. Насколько сложно сегодня снимать в «живой» Москве, на ее улицах, набережных?

— Сейчас процесс существенно упростился: появилась наконец кинокомиссия. Там все решается, как в службе ≪одного окна≫. А совсем недавно было очень сложно. Вот, например, четыре года назад в моей комедии ≪Полный вперед!≫ погони, взрывы, прыжки с вертолета на парашютах и бои на бревне подушками без правил мы смогли снимать только на ЗИЛе — на улицах снимать было почти невозможно, столько требовалось согласований.

— Вам удалось в «Любви и Саксе» запечатлеть любимые места столицы?

— Думаю, что среди картин, которые претендовали на премию мэра, наша была самая добрая и солнечная. И Москва в ней представлена достойно. Мы снимали и на Ярославском вокзале, на Москве-реке, и на стрелке острова, где пересекаются Болотная и Берсеневская набережные. Снимали переулочки рядом с Садовым кольцом, уютные дворики и красивые дома — бывшие дворянские гнезда.

Мы снимали в подлинных квартирах москвичей. Например, в квартире Гриши Катаева. Его отец был профессором консерватории. Поэтому квартира наполнена музыкальным воздухом, пропитана музыкой. Старшая сестра Гриши Катаева — очень хороший музыкант, концертирует в разных странах, в России.

Сам Гриша снимает документальное кино, ставит спектакли, преподает. Гриша очень дорожит ≪стариной≫ в своей квартире: вот в этом кресле его папа сидел, в гостях у них был Пастернак, другие известные люди. Это картина адресная, и она действительно истинно московская.

Точно так же, как и квартира Ани Ардовой на Бронной, где жила Анна Ахматова (в ее квартире мы снимали эпизод фильма ≪Московские каникулы≫), и в стенах ее квартиры тоже каждый поворот помнит больших поэтов и писателей, бывавших в гостях. Я очень люблю подлинность московских интерьеров и дорожу ею в кадре.

Возвращаясь к кинокомиссии: я очень рада, что она всетаки организовалась. Теперь, надеюсь, проекты, снимаемые в столице, с ее помощью будут получать ≪зеленую улицу≫. Вы даже не представляете, какие деньги тратила группа, снимая фильм в Москве, только на одну парковку! Вот у нас на ≪Любви и Саксе≫ была группа в шестьдесят человек, а это штук тридцать машин, которые уезжают, приезжают, стоят весь день, мелькают в кадре.

— С вашей легкой руки на наших экранах появилось много комедий. Ну а где их тяжелее всего снимать?

— На курорте. Летом. Потому что на курорте хорошо отдыхать. А вот работать!.. Никогда не забуду: море, солнце, пляж. По пляжу идет Андрей Миронов, любимец страны (это было на фильме ≪Будьте моим мужем≫). Поклонницы облепляют съемочную площадку.

А я, режиссер, без конца вынуждена кричать: ≪Уберите женщин от камеры!≫ И Андрей — в мою сторону: ≪Всех не перевешаете!≫… К тому же за гулом моря обычно не слышно, что говорят артисты, а за головами любопытствующих режиссеру не видно самих актеров. Особенно если в кадре снимаются Миронов и Басов! А мне очень хочется понимать — такое вот странное режиссерское желание — про что там они играют…

— И на какие жертвы готов идти режиссер в такой ситуации?

— Ну, на той съемке я сняла с себя все до купальника и улеглась рядом с ними. Заодно пришлось и сняться — правда, в кадре остались только мои ноги. Остальное я, как требовательный художник, выкинула при монтаже. А актеры, кстати, готовы на настоящие подвиги. Вспоминаю довольно-таки холодный съемочный день, когда Андрей Миронов вынужден был войти в воду и делать вид, что ему жарко.

Я болела и сидела на берегу в куртке и шапке. А Андрей плавал около берега и кричал: ≪Наденьте на постановщика дубленку!≫

— Алла Ильинична, не могу не спросить напоследок, как вы, один из ведущих комедиографов страны, относитесь к таким комедийным формам, как стендап? Имеет ли, с вашей точки зрения, подобный юмор право на место в истории?

— На самом деле у этих ребят есть очень много остроумного, есть остро смешные вещи. Хотя у них же есть и откровенно пошловатые шутки. Но тут я придерживаюсь древней мудрости: чем стрелять по заднице, лучше ее показывать.

Читайте также: Москвичам покажут отреставрированную копию «Зеркала» Андрея Тарковского

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.