Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Хороший математик может рассказать о сложном просто

Общество
Валентин Жаров, профессор кафедры фундаментальной и прикладной математики РГГУ.
Валентин Жаров, профессор кафедры фундаментальной и прикладной математики РГГУ. / Фото: «Вечерняя Москва», Петр Болховитинов

Несколько лет назад, завалив тест по алгебре, я доказывала учительнице, что «журналистам точные науки не нужны», на что преподаватель лишь качала головой: «Вот подрастешь — поймешь, что без этих знаний никуда». Я с юношеским максимализмом махнула на это замечание рукой, но через много лет поняла, как была не права. То, что математика — царица наук и гимнастика для ума, мы учим с самого детства. Но когда начинается пара по матану и мозг отказывается работать, былые теоремы превращаются в аксиомы...

Валентина Константиновича студенты характеризуют как человека, умеющего говорить просто о сложном, серьезный материал разбавлять остроумными шутками и бытовыми примерами. Во время практики не зверствует, всячески помогает и подталкивает к верному решению. Но, несмотря на такое отношение, важно помнить: просто так ничего не дается.

Как и положено бывалому математику, на вопросы Валентин Жаров отвечает кратко, емко и четко.

О МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Что в профессии преподавателя вам нравится больше всего?

—  Возможность делиться знаниями и наблюдать за развитием студентов. Речь, конечно, о мотивированных учащихся. О других говорить не имеет смысла, они для меня не студенты.

У вас есть собственные«фишки», способные заинтересовать в предмете?

— Если это студент, то он знает, для чего поступал в университет. А что касается методов объяснения, они индивидуальны, определяются после сформулированного вопроса.

Преподаватель должен только давать знания, которые предполагает дисциплина или еще и жизни учить?

— Если обращаются с личным вопросом — спасибо за доверие. Оно очень многого стоит, особенно в наше непростое время.

Можно ли отождествить понятия «хороший человек» и «хороший студент»?

— Все студенты хорошие, если они правильно и обдуманно сделали свой выбор. Прежде всего они мотивированы на учебу, у них есть своя Цель! Им просто некогда быть плохими!

Устраивали ваши студенты на парах или на сессии что-то экстраординарное или просто забавное?

— Любая сессия — это сплошное веселье. Бывает, такое услышишь… А потом задумываешься: чем ты занимался весь семестр?

У вас есть любимчики? Или вы считаете, что студентов никак не нужно дифференцировать?

— Нет, есть хорошие студенты и все остальные, которые ошиблись адресом или специальностью или еще не подросли для студенчества. И такое случается, к сожалению, все чаще и чаще.

О ШКАЛЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

На ваш взгляд, правильна ли такая ситуация, когда между преподавателем и студентом завязываются дружеские, может быть, даже панибратские отношения?  

—Дружеские — это всегда двое и взаимность. И интерес обоюдный (чаще всего — научный). Панибратство — нет!

Как вы относитесь к общению преподавателей и студентов в социальных сетях? Это подрывает авторитет преподавателя или, наоборот, укрепляет?

—Авторитет — либо он есть, либо его нет. Но обязательная корректность — это культура.

–Изменилось ли что-то кардинальным образом за то время, что вы преподаете?

–Прогрессирует инфантильность.

–Вы бы хотели что-то изменить в существующей образовательной системе?

–Да, если коротко: необходимо обратиться к традиционной российской образовательной системе, о которой многие и не слышали, причем как люди из министерств, так и власть предержащие.

–Как вы считаете, российское образование по-прежнему одно из самых лучших и качественных в мире?

Математическое — да! Поскольку еще не развалили математические научные школы. И пока есть очень хорошие школьные учителя математики, но их становится все меньше и меньше. Кстати, поздравляю со столетием со дня проведения Первого съезда преподавателей математики России.

-Вы согласны с мнением, что лучшее образование — это самообразование?

–Теперь в школе немного уделяют внимания обучению навыкам самообразования. Это очень хлопотно, учителям необходимо кормить свои семьи. Это, возможно, стало невыгодно. В школе шкала духовных ценностей поменялась местами со шкалой потребительства. После беседы с Константином Жаровым у меня сложилось о нем стойкое мнение как о преподавателе, который всегда найдет ответы на каверзные вопросы. Ведь, как известно, легче найти квадратуру круга, чем перехитрить математика.

ДОСЬЕ

Доктор педагогических наук (2003), профессор (2005) кафедры фундаментальной и прикладной математики Института информационных наук и технологий безопасности РГГУ. Специалист в области информатики, информационных технологий, фундаментальной и прикладной математики, преподавания математики. Интерес в педагогике — компаративная (сравнительная, прим.) педагогика и ментальность изучающих математику.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.