Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Почему духовные скрепы превращаются в интернет-мем

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Почему духовные скрепы превращаются в интернет-мем
Фото: vk.com/lopatalopatalopataofficial

Про печальное переосмысление ценностей в нынешнем веке говорят часто. Эксперты всех мастей бьют в набат: современная молодежь ориентиры потеряла (или того хуже — и не находила). В приоритете юных — деньги, вещи, деловые связи, а про разумное, доброе, вечное мало кто вспоминает. Абстрактность нравственных, духовных понятий, мол, молодежью не признается, ей конкретику подавай, и вообще — нет у нее «ничего святого!»

Порядка 80 процентов опрошенных граждан нашей страны в «родительском» возрасте, от 35 до 45 лет, считают, что современная молодежь меркантильна и ориентирована на материальные ценности — об этом свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Правда, «дети» настаивают на другом. Общественное движение «Молодая гвардия» провело свой опрос, в котором большинство молодых людей самыми важными назвали семейные ценности (74,8 процента), а также ценности профессиональной самореализации (48,2 процента), дружбы (38,6 процента), образования и даже познания мира (36,1 процента). При этом материальное благосостояние заняло лишь девятую позицию (17,2 процента).

Противоречия налицо. Кто прав — поди разберись. То ли родительское поколение недооценивает своих чад, то ли юноши и девушки, участвующие в опросе, ответили «как надо».

По сути

Образ современной молодежи, который сегодня «рисуют» в своих диссертациях социологи и психологи, позитивным не назовешь. «Клишированность сознания, инфантилизм, атрофия личных жизненных позиций, преобладание рекламной психологии в сознании». А еще — «слабый интерес к проблемам общества и страны, а также расплывчатость нравственных позиций». Подобные признаки декларируются, стоит забить в сетевом поисковике запрос «особенности молодого поколения XXI века». Двадцатидвухлетний Глеб с такой трактовкой категорически не согласен:

— Знаешь, это по меньшей мере обидно. Даже оскорбительно.

— С чего вдруг? Не ты ли постоянно твердишь, что не спешишь обрастать ответственностью, но при этом настаиваешь на праве делать все, что хочешь? Вот тебе и инфантилизм, и атрофия жизненных позиций. А что касается моральных и духовных ценностей… Признайся, ты когда-нибудь всерьез о них размышлял?

— Можно подумать, ты или отец каждое свое действие на весах нравственности взвешиваете! Нас обвиняют в отсутствии четких нравственных позиций, но откуда им взяться? На словах рассуждать про ценности всякий горазд, а конкретики и реальных примеров — нет.

— Как нет?! Вечные ценности, основы морали — не укради, не убей, не лги... Тебе какие доказательства нужны, чтобы их душой принять? А милосердие, сострадание, сочувствие? Примеров предостаточно — и в классической литературе, и в реальной жизни. Да, не все живут по совести, а если и живут, то одним она позволяет куда больше, чем другим. Каждый сам решает, где границы добра и зла, что можно, а что — ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах. Для этого и нужна личная позиция. И твои жизненные ценности на чем-то ведь основаны.

— Исключительно на воспитании, об издержках которого ты интеллигентно намекаешь вместе со своими якобы экспертами по внутреннему миру молодого поколения. Поэтому, если что не так, то вы, родители, и виноваты! Сама подумай: как можно требовать наличие сострадания, например, у подростков, снимающих на видео избиение себе подобных или мучения животных, если их позиция формировалась в условиях домашнего насилия? Под папиным кулаком, например.

— Знаешь, далеко не у всех хороших и добрых родителей идеально нравственные дети вырастают. Кого-то, наоборот, слишком баловали. А надо было ремня дать. Если честно, у меня нет однозначного ответа, почему то, что раньше было безусловно свято, сегодня подвергается сомнению, обесценивается… Добрым быть не модно, искренность упрекается в наивности, любовь разбазаривается на времянки «пробных браков», вера подвергается сомнению, а порядочность вообще как архаизм уходит из лексикона. Что мы сделали не так, если для наших детей вечные ценности — пустой звук?

— Да не так это! Просто мы воспринимаем все иначе. А эти разговоры о вечных ценностях, на мой взгляд, — философская усложненность очень простых и понятных вещей. Да, мы не донкихотствуем, не страдаем от визитов Черного Человека, как Есенин, не думаем, кому жить хорошо и что делать. Мы не рефлексируем, совесть не мучаем, а предпочитаем жить с ней в согласии. Но это не делает нас хуже.

— То, что вы думаете быстрее и эмоции скупо проявляете, это понятно. «Все ровно», — ваша модная фраза. Кнопки нажимаете и получаете подсказку на все случаи и для любой ситуации. И по кальке действуете, думаете, чувствуете. Без фрустрации и душевных терзаний.

— А зачем? Все давно по полочкам разложено. Но многое из действительно «ценного» доведено до абсурда дешевым популизмом. Те же «духовные скрепы» превратились в интернет-мем. А речь, насколько я знаю, шла о патриотизме.

— Вот, кстати, да! Чувство патриотизма для молодого человека как в систему ценностей и «согласия с совестью» вписывается?

— Без фанатизма. Я вот что должен сказать? Как надо? Историю чту, народ уважаю, традиции соблюдаю. Все так. Только слишком громко, поэтому кажется, что ни о чем. А без пафоса… сложно, мам! Чувство есть, а как его выразить словами — не знаю! Все как-то заштамповано получается. Может, в этом дело? Старшему поколению кажется, что молодежь мыслит не патриотично. А проблема в формулировках. Старые уже не подходят, а новые еще не придумали. Про то, что я люблю родину, свой дом, и хочу, чтобы здесь росли мои дети. Просто я флагами и транспарантами размахивать не хочу. А про «картинку в букваре» все знаю и понимаю. И друзья мои, поверь, тоже.

На эмоциях

Каждый второй молодой человек в нашей стране не хочет, чтобы его семья была похожа на ту, в которой он сам воспитывался. Об этом на прошедшем в конце августа этого года Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов» заявила уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова.

По ее словам, у 57 процентов юношей и девушек «нет образца, понимания того, как создавать семью». С излишней самоуверенностью Наталия спросила сына:

— А тебя наша семейная модель устраивает?

— Ты знаешь, нет. Пьяных драк и поножовщины у нас, конечно, не было, но я не хочу, как вы с отцом, видеть своих детей только поздним вечером. И если мы о ценностях говорим, давай честно: семейные ваше поколение не слишком чтило. Тут уж точно есть что предъявить!

— Время тяжелое было. Не забывай: мы семьи строили в девяностые годы, когда, чтобы вас прокормить, пахать надо было с утра и до глубокой ночи.

— Ну да, пока разваливалась страна, вы тот самый фундамент института семьи по бревну раскатали. Что — не так?! Мне мама нужна была, а не старший брат, когда я болел, дрался, с учителями конфликтовал! Ну, ладно, ты в школе хоть редко, но появлялась. А многие мои одноклассники вообще постоянно кочевали: сегодня Саша ночует у одной бабушки, завтра у другой, а послезавтра, если мама успеет, его домой заберет. Так было, мам!

— А как порваться?! Вы же есть, пить хотели. Одеваться по-модному. Было бы лучше, чтобы голодали, но колыбельную от меня каждый вечер слушали?

— Мать, а ты не опоздала с этим вопросом лет на двадцать? Для тебя работа всегда была в кайф. И твое «мне некогда» меня читать научило. Потому что тебя на три предложения хватало. А мне было интересно, что дальше.

— Во-от! Спасибо, плюс нашел. И, знаешь, я не буду заламывать руки с воплями: «Неблагодарный!» Да, наша жизнь была такая. И вкусненькое, и машинки в подарок я вам с братом тащила часто из-за чувства вины. И не одна я такая. По статистике тех лет, среднестатистическая работающая мать уделяла на общение с ребенком 10–15 минут в день. Это факт. И на вопрос, что было на первом месте — семья или работа, — однозначно не отвечу. Врать не буду. Но что такое семейные ценности, мы все-таки понимали. И детей любили, спешили их завести.

— А по-моему, семья — это ценность, на которую сначала заработать нужно. И правильнее — сначала учеба, потом карьера, чтобы не приходилось откупаться шоколадками.

— Ой, ну ладно! При всех «пробелах» и родительских грехах ты, да и большинство твоих друзей в вузы поступили, папы с мамами вас поддерживают. А вы до последнего сидите на шее, не слишком спеша взрослеть. Согласна: строить карьеру одновременно с воспитанием маленьких детей сложно. Но вы-то тоже семью на первое место не ставите, откладывая ее «на потом». Мы все в кучу свалили, а вы на всю жизнь график приоритетов составили. Тебе не кажется, что такой подход излишне прагматичен и напрочь лишен эмоций и чувств?

— А что плохого? Никакого цинизма здесь нет. Взрослеть, может, и не спешим, насмотревшись, как вы горбатились. Вот и разбиваем жизнь на пунктики. Так проще и комфортнее. Это вы, идеалисты и мечтатели, думали, что можно успеть все сразу. А мы любим четкие планы и последовательные действия.

— Оцифрованность вас испортила.

— Или создала в условиях скачка технического прогресса иную схему личных отношений. И еще посмотрим, чья лучше — ваша или наша.

Без купюр

Более 47 процентов российской молодежи материальное благополучие и комфорт все-таки считают важным. Игнорируют финансовый вопрос менее одного процента представителей молодежи. Заметив острое желание сына-студента заработать хотя бы на карманные расходы, Наталия поинтересовалась:

— Глеб, а тебе деньги вообще зачем? Живешь пока с нами, учишься, слава богу, на бюджете. Сыт, обут…

— С этой точки зрения — вообще на них плевать! Главное — чтобы интернет работал. А в глобальном смысле они всем нужны. Один на банку пива у маменьки выпрашивает, другой шмотку хочет брендовую. Ну а кому-то, например, на платную стажировку не хватает.

— А так всегда было. Во времена нашей молодости кто-то ночами простаивал в очереди за модным финским гарнитуром, а другие — за редким изданием Булгакова, Пикуля, например. И то и другое стоило денег. Я же не случайно о них спросила. Помнишь, у Чехова есть рассказ «Скрипка Ротшильда»? О том, что, если зацикливаться только на материальном достатке, жизнь оказывается пустой и бессмысленной.

— За гарнитуром я бы в очередь не встал, если ты об этом. Хотя сейчас материальный достаток, как мне кажется, в большей степени влияет на духовное развитие.

— Почему это?

— Да потому что при деньгах проще и быстрее получить свободу выбора, делать добро, здоровье беречь, быть честным, наконец. Разве не так?

— А какое это имеет отношение к духовности? Чтобы помогать ближнему, нужно прежде всего иметь душевную потребность это делать.

— На благотворительность нужны деньги, а уже потом доброе сердце. И диабетику без инсулина о высших материях думать будет затруднительно. Глухой не оценит выступление симфонического оркестра без слухового аппарата. Да, душу золотом не обогатить, но оно способно обеспечить такую возможность.

— А просто пойти и какой-нибудь соседке-старушке квартиру помочь убрать?

— Время и силы трачу. А мог бы нанять ей домработницу.

— А душу не вкладываешь. Потому что для старушки этой не менее важно общение, доброе слово, забота и внимание. Тут как раз духовный труд требуется. Как и для того, чтобы любить — искренне, а не по расчету. Понимать разницу между чувством собственного достоинства и чванством. Быть верным и ни за что не продавать свои принципы. Как-то так… Опять скажешь — громкие слова?

— Не скажу. Только то, о чем ты говоришь, разве не всех, независимо от возраста, касается? И вот, кстати: когда народ на самоизоляции летом сидел, молодые волонтерами по тем самым старушкам бегали. А некоторые взрослые и зрелые на доставке еды соседям зарабатывали.

— Согласна. Меркантильность нынче в моде. Это пугает и беспокоит. А что делать, не знаем, потому что потребляем в материальном смысле больше, чем отдаем в духовном. Наверное, ты прав: задумываться об этом почаще стоит и вам, молодым, и нам, старшим. И вместе стараться сделать мир лучше.

— Я готов, мам!

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Людмила Федотова, психолог:

— Каждому человеку важно ответить для себя на вопрос: что такое вечные ценности? Жизнь, доброта, любовь, сострадание, свобода, вера… Казалось бы, все понятно. Есть система вечных ценностей, определяющих образ жизни и помогающих нравственно развиваться каждому человеку и обществу в целом. Это то, во что мы верим, чем дорожим. Так пишут в учебниках, об этом рассуждают философы, писатели, педагоги… Но единого списка все-таки нет. Потому что каждая страна, каждая семья вкладывают в понятие «вечные ценности» свой смысл. Патриотизм, любовь к своему дому, семье и Родине остаются основополагающими для российского общества. Об этом свидетельствуют соцопросы, исследования современных ученых. Вечные ценности передаются из поколения в поколение. И поэтому рассказывать о них ребенку нужно с самого раннего детства. Традиционные ценности усваиваются на личном примере, который подают родители, учителя, воспитатели детского сада. А есть интернет, в котором система ценностей часто дает сбой. В человеческой природе заложен механизм, помогающий передаче знаний, чувств, морали и нравственности. В нашей голове есть нейроны, которые называются зеркальными: они отвечают в том числе и за возможность повторения нами происходящего и реагируют даже тогда, когда мы просто смотрим на кого-то, а не делаем это сами.

Они помогают примерить на себя чувства другого человека, встать на его место, понять его и посочувствовать. И от того, какой пример примут за данность наши дети, и будет зависеть система ценностей нашего общества в будущем.

СЛОВАРЬ

Понятие «ценности» введено Иммануилом Кантом. С точки зрения философа, превыше всего ценность моральная, или нравственная. Ею обладает «добрая воля», которую можно сравнить с драгоценным камнем, «как нечто такое, что имеет в самом себе свою полную ценность».

ПРИТЧА В ТЕМУ

Сын спросил отца, что такое жизнь. А он ответил:

— Это постоянная борьба внутри тебя двух волков, стоящих на горе. Белого и черного. Черный волк олицетворяет страх, ненависть, зло, неприязнь. А белый — любовь, уважение, доброту, радость.

— И кто же из них победит? — спросил сын.

— Тот, которого ты кормишь.

Читайте также: Что форма наших очей может рассказать о характере

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.