Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Кто такая Вера Муромцева и почему она вышла замуж за Бунина

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество

150 лет назад, 22 октября 1870 года, родился писатель Иван Бунин. Один из лучших прозаиков и тонкий поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе, он давно причислен к классикам мировой литературы.

Но жаркие разговоры о его бурной лично жизни не утихают до сих пор. Тем не менее он говорил, что ничего не написал бы и не создал, не будь рядом с ним его ангела-хранителя, Веры Муромцевой. Он любил ее, конечно. И мучил, как никто другой...

Прислонившись лбом к стеклу, она впитывала кожей его холод, пока не слилась воедино с мелким, невидимым дождем. Сначала она плакала тихо, потом, разойдясь вместе с дождем, почти вульгарно — воя, размазываясь по стеклу, широко открыв рот, в котором захлебнулся в своем отчаянии и так и не вышел наружу острый комок крика. Как больно, господи!

Париж медленно просыпался. В конце улицы Оффенбаха что-то открылось со скрипом. Услышав звук за спиной, она через силу обернулась. Фигура в длинном пеньюаре, разошедшемся на груди, проплыла прочь, обдав ее запахом истомленной кожи. Потом на пороге появился он. Прошел вперед, остановился у буфета. Точно через какую-то пробку она услышала:

— Мы с Галей работали всю ночь. А нет ли кофе? Я бы выпил. Занеси мне, будь добра. Кто-то вместо нее ответил: «Конечно». Он есть, да. Она откладывала для него чуть-чуть. Надо только найти. Найти кофе и силы пережить эту боль.

Если бы не разница во временах, можно было бы подумать, что да Винчи писал своих Мадонн, любуясь Верочкой Муромцевой. Прозрачные глаза-озера, копна волос, лежащих тяжеленным узлом на шее, фарфоровая кожа… Дворяне Муромцевы знали толк в воспитании, и Вера говорила на четырех языках, с юных лет делала успехи как переводчица, да еще увлекалась модной химией — научным колдовством. И ей было не до любви: слишком многое надо спеть. Хотя… Когда ей было пятнадцать, на дачу к ее дяде Сергею Андреевичу, председателю первой Госдумы, приезжал начинающий писатель Иван Бунин. Она запомнила его глаза странного «кроя» и иногда против воли отчего-то вспоминала его «птичий» профиль. Она сразу узнала его на литературном вечере у драматурга Бориса Зайцева: было самое начало ноября 1906-го, и оказавшийся там Иван Алексеевич вдруг взглянул на нее как-то особенно. Он заговорил с ней, когда гости уже расходились. Спросил, как и где увидит ее снова. Вера ответила: дома, по субботам. Другого времени нет — я занята.

Для родных истинные цели визитов Бунина быстро перестали быть тайной. Начались скандалы: кто угодно, но не он. Вера закусывала губы. Для нее все было иначе: только он. Ее поняли лишь братья. Даже милейший профессор, химик Николай Дмитриевич Зелинский, будущий академик, сорвался, стоило ей заикнуться о дипломе, на дискант и заявил: «Никакой работы не будет! Или работа — или Бунин!» Ей было не горько, смешно... Вселенную, уплотнившуюся до предела, легко вместил в себя этот мужчина с задумчивыми глазами.

Поцелуй — и земля рушилась под ее ногами, касание руки — и падало небо. Вера ни с кем не спорила. Она просто начала встречаться с Буниным тайно. Когда он позвал ее отправиться вместе в поездку по нескольким странам, родители, страдая, согласились. Для Бунина это турне было знаковым: они побывали и на Святой земле. И он был там со своим ангелом-хранителем. До нее он любил других. Первая жена, Варя Пащенко, ушла от него к его другу.

Вера слушала, жалела своего Иоанна, но понимала — Варя не смогла бы стать женой для человека творческого. Вторая жена — Анна Цакни, дивная красавица, описанный им «солнечный удар» — плотское помешательство, страсть. Это был курортный роман, но они были слишком разными, чтобы остаться вместе. После смерти сына Коленьки, чью фотографию Бунин всегда держал при себе, воссоединение было невозможным.

Теперь с ним была она. Они созданы друг для друга, во всем совпадают. Главное — оба понимают, что он гений. Он для нее — все. Он скажет позже: «Любить Веру было то же самое, что любить свою руку или ногу…»

Химия была заброшена. Иван Алексеевич убедил ее увлечься переводами, ведь так удобно заниматься ими и в пути, и рядом с ним. Она и не думала сопротивляться, боготворя мужа — пусть пока еще и незаконного, ибо Анна не давала развода. Он всегда был прав. Даже когда и не прав...

Однажды она поймала взгляд Бунина на одну из знакомых. Увлечение длиной в день. Ее обожгло, но отпустило: писатель, особенно такой, все время должен искать вдохновения. А дамы у Иоанна все прекрасные,он каждый раз страдает, но потом, как бывает в химии при соединении разных элементов, выпадает осадок… И реакции можно писать заново. Зато пережитое затмение способствует острому восприятию света: никогда не пишется та душевных терзаний...

Революцию они не приняли оба. Бунин погибал, уезжая, вырывал себя с корнем из отравленной для него родной земли, и в Париже, в их небольшой и дурно обставленной квартире, кровоточил, глядя в чужое небо. Правда, место для души нашлось — на вилле «Бельведер» в Грассе: тут и лицо его становилось менее заостренным и болезненным. Он выходил по утрам на террасу, любовался видами. И Вера была спокойна.

Быт она замкнула на себя. Жить было все тяжелее: денег не хватало катастрофически. В 1922 году они наконец узаконили отношения, а Бунина впервые выдвинули на Нобелевскую премию. Вера жила верой: в его гениальность, в их любовь.

Через четыре года лицо Бунина вдруг просветлело. Вера поняла — муж влюблен. Но не поняла — как. Он начал встречаться с Галиной Кузнецовой — молодой писательницей: внешне мягкая, без углов, с живыми глазами, да тридцать лет разницы в годах — она свела его с ума. Обожавший ее муж был отставлен, и Галя вместе с Буниным приехала в «Бельведер». Шокированной Вере муж сообщил, что будет учить Галю писать стихи… Вскоре Париж гудел о творящейся у Буниных l’amour pour trois. Вера была в отчаянии: поначалу она верила мужу, но боль взорвалась в ней в ту страшную ночь, когда их «работа» затянулась до утра.

Разговоры — липкие, злые — терзали. Потом она устала плакать. Более того: в какойто момент поняв, что до сумасшествия недолго, Вера успокоилась. Какое она, Вера, имела право запрещать мужу любить? «Пусть любит Галину... только бы от этой любви ему было сладостно на душе», — запишет она в дневнике.

Постепенно между ней и Галей установились почти дружеские отношения. Она даже донашивала кое-что из ее вещей...

Перца ситуации добавил еще один поселенец «Бельведера», прибившийся к этому странному ковчегу литератор Леонид Зуров — «нервический» и талантливый юноша, фанатично влюбившийся в Веру. Его внимание ей, конечно, льстило. Она же для него была Богиней, любившей Бога…

Время шло, Галина начинала скучать: Бунин замучил ее своей любовью тирана. Разрыв оттянуло присуждение Бунину Нобелевской премии (11 лет ожидания!), на вручение которой он поехал с Галей и Верой.

По дороге из Стокгольма Галя заболела. Остановились у приятеля Бунина, литератора Федора Степуна. И Галя влюбилась в его сестру, певицу Маргариту, Маргу. Все было кончено — любовь оказалась обоюдной. Так Галя покинула Буниных.

Из плена отчаяния Ивана Алексеевича вытаскивала Вера. «Ее увела у меня баба!» — ярился он. Она жалела его, брошенного, униженного. От Нобелевской премии вскоре не останется и следа: Бунин помогал всем страждущим, одних личных писем получил более двух тысяч… К 1938 году он немного успокоится. Но во время войны Марге и Гале покажется логичным укрыться на вилле у нобелевского лауреата, и он не откажет... Им будет тесно вместе и неловко, Бунин снова начнет страдать, а Вера — всех кормить и обстирывать. А потом они уедут навсегда.

Бунин станет другим. Выстраданные «Темные аллеи» станут классикой. «Он сказал, что не знает, как переживет, если я умру раньше него...» — запишет Муромцева в дневнике, завершив тираду: «Господи, как странна человеческая душа». И констатирует позже: «Пребывание Гали в нашем доме было от лукавого». Переосмыслит понимание любви и Бунин. Теперь по нему «любить — значит верить». Вера с этим была согласна.

…Он совсем занеможет в 1953 году. Однажды он попросит Веру лечь рядом. Она вытянется в струнку на его узком ложе, начнет согревать его руки, задремлет...

Подскочит от слов: «Вера, я задыхаюсь…» Через минуту все будет кончено. Она не сможет в это поверить и будет просить его подняться...

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Вера Николаевна Муромцева переживет мужа на восемь лет. Она оставит много прекрасных литературных переводов и статей, напишет книгу «Жизнь Бунина», очерки «Беседы с памятью», книгу «Отроческие годы И. А. Бунина» и уйдет 3 апреля 1961 года. Ее похоронят вместе с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Галина Кузнецова и Маргарита Степун будут неразлучны до смерти Маргариты 24 декабря 1972 года. Галины не станет в 1976 году.

Писатель Леонид Зуров, по проекту которого намогиле Бунина сооружен крест, останется наследником его литературного архива. Он будет разбирать его и публиковать, пока не скончается в санатории Акс-леТерм 9 сентября 1971 года. Похоронен Зуров, чье творчество не было, увы, оценено, на том же Сент-Женевьев-де-Буа, недалеко от могилы Буниных.

Мольба о пощаде

Один из самых пронзительных рассказов позднего Бунина — «В Париже», из знаменитого сборника «Темные аллеи». Школьникам трудно понять рассказ, не хватает опыта, а будучи взрослыми, мы редко перечитываем Бунина. И совершенно зря.

История внешне очень простая: он и она, русские эмигранты, в столице Франции, случайная встреча, короткий, но не бурный, спокойный, очень человеческий, без заламываний рук и фанаберий, роман. А потом он умирает. И она остается одна.

«На третий день Пасхи он умер в вагоне метро, — читая газету, вдруг откинул к спинке сиденья голову, завел глаза...

Когда она в трауре возвращалась с кладбища, был милый весенний день, кое-где плыли в мягком парижском небе весенние облака, и все говорило о жизни юной, вечной — и о ее, конченой. Дома она стала убирать квартиру. В коридоре, в плакаре, увидала его давнюю летнюю шинель, серую, на красной подкладке. Она сняла ее с вешалки, прижала к лицу и, прижимая, села на пол, вся дергаясь от рыданий и вскрикивая, моля кого-то о пощаде».

Вот и все. Рассказ заканчивается.

Пощады, говорит Бунин, не будет. Сегодня эти строки читаются так же, как в 40-е годы прошлого века. Тогда была война, нацизм, потеря Родины, сегодня — коронавирус, и главный вопрос — как спастись от ощущения страха: «даже не за себя, за близких», так принято говорить.

Человек ведь не просто смертен, он — внезапно смертен. Мог погибнуть от пули, а умер в метро с газетой. Как это объяснить? Как вместить?

Да никак, в том-то и дело. Бунин — русский стоик. В России была одна похожая на стоическую традиция, религиозная: старообрядцы веками умирали безо всякой надежды на то, что им дадут возможность молиться так, как заповедано предками.

Но Бунин не старообрядец, а светский писатель, он придумывает себе стоицизм без опоры на вероучение.

Ничего не останется, только летняя серая шинель. Мы сегодня страшно мечемся, пытаясь понять, за что нам весь этот коронавирус и что будет дальше. Во-первых, наверное, ни за что. Во-вторых, никто не знает, что будет дальше, а всякий, кто сегодня, осенью 2020 года, говорит о том, что понимает будущее, просто шарлатан. Быть стоиком — это не ждать пощады и твердо знать: случиться может вообще все что угодно. «Темные аллеи» Бунина (и всем хорошо известный «Чистый понедельник», и гораздо менее популярный, но восхитительный «Ворон») — это не «сборник рассказов о любви», а учебник стоицизма, каждая глава которого объясняет, как жить, когда утешения нет.

Читайте также: Тень за плечом

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.