Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Столичные школьники рассказали, какими должны быть педагоги

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Столичные школьники рассказали, какими должны быть педагоги
Учитель литературы школы № 1542 Анна Маслова проводит урок для пятиклассников. На протяжении всего учебного дня педагог в целях обеспечения безопасности детей и профилактики коронавирусной инфекции находится в маске / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Для кого-то хорошо, для кого-то не очень, но дистанционное обучение позади: школы снова приняли учеников в своих стенах. С 18 января понятию «ходить в школу» вернулся его прямой буквальный смысл. Непросто было не только школьникам, но и учителям, для которых дистанционка стала своеобразным испытанием на прочность. Если кто-то планирует стать педагогом, пусть не думает, что это «спокойная работа».

Понедельник, 18 января, совершенно точно можно сказать: в школьные стены педагоги вернулись уже не такими, какими были до дистанционки. У них прибавилось нового опыта, которого при других обстоятельствах могло бы не и случиться. Хочешь не хочешь, пришлось осваивать современные технологии и внутренне «ускоряться».

Интересно, что начало осенней удаленки странным образом совпало с Днем учителя. Вот это был подарочек к профессиональному празднику, ничего не скажешь! А ведь День учителя — будто второе 1 сентября: цветы и поздравления, улыбки и добрые слова — все привыкли к тому, что практически через месяц после начала учебного года в школы снова приходит больший праздник знаний. Точнее, тех, кто выбрал знания своей профессией, открывая их для подрастающих поколений.

В этом же году вместо живых букетов учителя получали в подарок виртуальные — ничего не попишешь, карантин. Но «новый формат» никак не умалил значение праздника. Даже наоборот. Профессии учителя прибавилось значимости и веса.

Математика, русский язык, география, химия и далее-далее-далее — мы пишем, считаем и читаем, разбираемся в явлениях природы и геометрии, знаем свойства химических элементов и ориентируемся в законах физики — да просто имеем представления об устройстве жизни — именно благодаря им, нашим педагогам.

Можно даже сказать, что любой из нас состоит из спаянных воедино частичек, каждую из которых старательно «создал» тот или иной учитель. Так десятки мастеров-художников, собравшись вместе, могут оставить на полотне мазок краски, чтобы в итоге получился прекрасный пейзаж.

Когда-то учителя были чуть ли самыми уважаемыми людьми —общество высоко ценило их заслуги. Позже, во времена всеобщего раздрая, престиж педагогической работы в нашей стране начал стремительно падать, но сегодня профессия учителя вновь возвращает утерянные ранее позиции.

Мягкие навыки добавляют очков

— Стремительно меняется окружающий мир, исчезают профессии, существовавшие веками, и с необыкновенной быстротой рождаются новые. Лишь профессия учителя неизменно остается в перечне профессиональных занятий, и как показали события, вызванные пандемией, никакие технические средства, дистанционные и информационные технологии не заставят ее исчезнуть, — говорит доктор педагогических и психологических наук, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ) Александр Савенков. — Но если сама суть профессии остается практически неизменной, то требования к учителю-профессионалу существенно изменились с течением времени и до сих пор еще продолжают меняться.

Итак, что же должен уметь современный учитель, чтобы, как говорится, быть на коне? К сожалению, или к счастью, сегодня, чтобы соответствовать требованиям профессии, одного знания предмета уже недостаточно. Хороший учитель, например, должен в совершенстве (и желательно лучше своих учеников) владеть современными IT-технологиями, быть отличным «поисковиком» в информационном поле и уметь развивать так называемые мягкие навыки своих воспитанников (эмоциональный интеллект, умение слушать и слышать, способность к самопрезентации, креативность и тому подобные качества, которые добавляют очков человеку, чем бы он ни занимался, в какой бы сфере ни работал).

— Не помешают учителю и умения использовать здоровьеукрепляющие и здоровьесберегающие образовательные технологии, а также способность позаботиться о психофизическом развитии своих учеников. Но, наверное, самое главное — уметь отвечать детям и их родителям на вопросы, которые нельзя загуглить, — подчеркивает Савенков. — Думаю, активное развитие новых коммуникационных технологий заставит учителя уже в ближайшем будущем эволюционировать от профессионала, транслирующего знания, в профессионала, которого, скорее, следовало бы называть ≪когнитивным инженером≫ и «когнитивным технологом». Время все больше будет требовать и от самого учителя владения упомянутыми мягкими навыками — активности, креативности общительности —комфортности, я бы сказал.

Помните фильм «Большая перемена» (если кто его еще не смотрел, обязательно посмотрите!)? Хоть он и вышел на экраны в 1968 году, образ молодого учителя истории Нестора Петровича Северова, которого сыграл Михаил Кононов, до сих пор можно считать примером для педагогов. И, к слову, согласно недавним опросам социологов, Нестор Петрович и в 2020-м остается любимым киноучителем россиян.

Все его лучшие качества — принципиальность, увлеченность, энергия и целеустремленность, даже эмоциональность, умение выслушать и расположить к себе не только учеников (не важно, сколько им лет), но и родителей —частично и есть те самые мягкие навыки, которые так ценятся сегодня. «Частично», потому что небольшую скидку на время все-таки нужно сделать: современному учителю все же нужно быть еще «быстрее, выше, сильнее».

У детей есть свои ожидания к педагогам. Психологи Московского городского педагогического университета провели среди первоклассников опрос, выясняя, какие качества школьного учителя те считают самыми важными. Оказалось, что, по мнению детворы, учительница, должна быть: «веселой», «строгой», «справедливой», «много знающей» и обязательно «красивой»!

Вверх по ступенькам

Но качества качествами, а образование нужно обязательно получать. Сегодня подготовка учителя — это, образно говоря, обучение длиною в жизнь. Так что, как говорится, слабонервных просим удалиться.

На первой ступени профессионального педагогического образования стоят колледжи. После их окончания можно работать в дошкольных учреждениях и в начальной школе. Вторая ступень — получение высшего образования в вузах. Здесь можно вы учиться на педагога-предметника.

Высшее образование имеет два уровня: обучение на бакалавра, которое длится четыре года, дает право работать педагогом в любом учебном заведении, а дальнейшее окончание магистратуры открывает двери в научную работу в педагогике.

А по окончании аспирантуры и докторантуры молодой педагог может претендовать на место преподавателя в высших учебных заведениях.

— Важно, что, переходя с одного уровня образования на другой, будущий учитель сохраняет за собой право выбора собственной образовательной траектории. Современные педагогические университеты предоставляют право академической мобильности. Если в прошлые времена набор педагогических специальностей, а соответственно и профили подготовки будущих учителей в вузах были жестко регламентированы и немногочисленны, то в современных университетах студенту предлагается намного больше возможностей. Профили образовательных программ разнообразны и отвечают на любые запросы как будущего профессионала, так и потенциальных работодателей. После окончания университета периодическое повышение квалификации и система переподготовки позволяют учителю сохранять свою профессиональную мобильность.

Столичные школьники рассказали, какими должны быть педагоги Фото: www.mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы

Работать и зарабатывать

Что еще следует знать будущим педагогам, так это то, что статус московского учителя сегодня высок. Столичные учителя получают достойную заработную плату и ценятся на рынке труда.

И если в прежние годы выпускники педагогических вузов либо вообще не доходили до школы, либо сбегали оттуда в первые годы работы, то теперь все изменилось. С каждым годом все больше студентов стремятся найти работу по специальности, и с каждым годом им все труднее это сделать, потому что приходится выдерживать большую конкуренцию.

Добавляет шансов на успешный поиск нужной вакансии активное взаимодействие вуза с потенциальными работодателями, поэтому, выбирая, куда поступать, не лишним будет узнать, есть ли такая «опция» в учебном процессе института или университета.

— На примере нашего вуза могу сказать, что, кроме традиционной практики в московских школах, во время которых обычно и решаются вопросы потенциального трудоустройства, у нас представители работодателя (директора школ, завучи) в обязательном порядке участвуют в курсовых, модульных, выпускных экзаменах, а также на защитах выпускных квалификационных работ, — подытоживает директор Института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Савенков. — Администраторы школ, по-настоящему заботящиеся о совершенствовании кадрового потенциала своей организации, могут с первого курса бакалавриата присматривать и курировать понравившихся им студентов. Участвуя таким образом в их обучении, они буквально могут выращивать себе специалистов с нужными им характеристиками.

К слову, работать, получив педагогическое образование, можно не только в школах, колледжах и вузах. Найти себя учитель может и в различных образовательных центрах, на курсах, в коммерческих проектах и даже частной практике.

РЕПЛИКА

Отдаешь частичку души

Александр Маслов, преподаватель изобразительного искусства:

— Работа с детьми помогает оставаться в тонусе, быть энергичным. Сейчас дети совершенно другие: они способны получать информацию, сразу анализируя, где она может им пригодиться. Поэтому, для того чтобы их заинтересовать, приходится придумывать новые интересные способы, что помогает и самим учителям не заскучать. Учитель должен быть примером для своих учеников, поэтому приходится держать статус и стараться показать все свои лучшие качества, чтобы не разочаровать детей.

Самые лучшие учителя — это люди с открытой душой, которые всегда готовы прийти на помощь, поделиться опытом, дать совет и быть просто другом для своих учеников. Дети очень хорошо чувствуют эмоции, и когда учитель к ним негативно настроен, то и предмет так и не станет освоенным, что вредит учебе. У профессии очень много плюсов, но есть и минусы — когда дети оканчивают школу, очень сложно с ними расставаться. Но в то же время приятно видеть, что ты чему-то научил ребенка. Приятен сам процесс обучения, когда видишь, как человек развивается. Каждому ученику отдаешь частичку своей души и надеешься, что вложенные в него знания помогут ему во взрослой жизни.

ПЛЮСЫ:

— Творчество. Работа учителем — это постоянное самосовершенствование.

— Репетиторство. Возможность подработать — всегда кстати.

— Рабочий день. Удобный и не перегруженный.

— Эмоции. Успехи учеников — вдохновляют.

— Авторитет. К педагогам относятся с уважением.

— Отпуск. Во время летних каникул он длится минимум два месяца.

— Энергия и оптимизм. Работа с детьми и молодежью заряжает и придает сил.

МИНУСЫ:

— Нервы. Эта работа требует колоссального терпения.

— Нехватка личного времени. Подготовка к урокам, составление планов и проверка тетрадей отнимают очень много свободного времени.

— Бумажная работа. У учителя ее много, так же как и «писанины», и дополнительной общественной нагрузки.

— Однообразие. Повторение одной и той же информации из года в год может надоесть.

ЦИТАТА

Лев Ландау, советский физик-теоретик:

— Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие — что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те, и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ксения Данцигер, психолог:

— Сегодня профессия школьного учителя становится более востребованной у молодежи. Причина этого, я полагаю, в том, что молодые люди, прошедшие через систему школьного образования, имеют горячее желание внести свой вклад в ее изменение. Сделать уроки более интересными и продуктивными для детей, заинтересовать их.

По крайней мере такими я вижу многих из современных молодых учителей. Кто-то из них идет в школу, кто-то дает частные уроки или работает в частных учебных заведениях, в системе дистанционного обучения. Это положительная тенденция, которая рано или поздно принесет свои плоды.

КСТАТИ

Датой празднования Дня учителя было выбрано 5 октября, потому что в этот день в 1965 году в Париже прошла судьбоносная встреча представителей Международной организации труда и ЮНЕСКО. Результатом этой встречи стал декрет «О положении учителей», заложивший все основные положения и смыслы профессии. В 1994 году по инициативе ООН День учителя стал Международным праздником.

Существует традиция — дети дают в этот день учителям отдохнуть: в школах проходят дни самоуправления, когда в роли педагогов выступают сами школьники. А еще ни один День учителя не обходится без концертов, подготовленных силами учеников, и поздравлений в адрес виновников торжества.

Читайте также: Московские школьники назвали самые популярные онлайн-уроки в музеях в 2020 году Марьяна Шевцова

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.