«Кровь за кровь»: нужна ли в России смертная казнь после теракта в «Крокус Сити Холле»
После теракта в «Крокус Сити Холле», уже унесшего жизни 140 человек, в обществе разгорелась дискуссия о необходимости возвращения смертной казни, чтобы покарать террористов. Одни утверждают, что террористы за свои злодеяния достойны смерти. Другие уверены, что судебная система не готова к возвращению исключительной меры наказания, а преступникам лучше «мучиться в тюрьме». О том, стоит ли отменять мораторий, насколько это сложно сделать, а также о доводах за и против этого решения — в материале «Вечерней Москвы».
«Необходима как воздух»
Адвокат Даниил Лунев в беседе с «ВМ» поддержал отмену моратория на смертную казнь. По его мнению, высшая мера наказания сейчас актуальна как никогда.
— Ввиду недавних событий данная мера в рамках статей Уголовного кодекса о терроризме и массовых убийствах обществу необходима как воздух, — сказал эксперт.
Он отметил, что судебная система в России готова к возвращению исключительной меры. Это, по мнению Лунева, позволит существенно снизить количество терактов, убийств с особой жестокостью и других преступлений против личности.
— Террористы должны быть уничтожены, после вступления приговора в силу террорист должен каждый день мучиться и ждать приведения приговора в исполнение, каждый день его должны выводить, ставить к стенке и заводить в камеру обратно, чтобы он с ужасом ожидал своего часа возмездия и не знал наверняка, когда он наступит, — подчеркнул Лунев.
Адвокат отметил, что после трагедии в «Крокусе» общество готово к тому, чтобы виновников подобных ситуаций наказывали максимально строго и бескомпромиссно.
Террористов нужно изучать
Противоположного мнения придерживается журналист, писатель и член совета по правам человека (СПЧ) Ева Меркачева. По ее словам, наличие высшей меры наказания не снижает уровень преступности. В качестве примера она приводит Иран, где существует смертная казнь, и скандинавские страны, где ее нет. Уровень преступности и там, и там одинаковый, подчеркивает правозащитник.
Меркачева считает, что террористов нужно изучать. Это позволит понять их психологию.
— Оставшегося в живых террориста можно и нужно изучать, чтобы понять, что движет такими преступниками, что они испытывают. А еще важно показать, как они раскаиваются. Все террористы, которых удалось мне опросить в колониях для пожизненно осужденных, говорили, что никакие цели, никакие деньги не стоят ни одной человеческой жизни, — сказала Меркачева.
Должны страдать в тюрьмах
Адвокат Максим Калинов согласился с Луневым и подчеркнул, что террористы достойны смерти. При этом по поводу казни как меры наказания у эксперта есть сомнения.
С одной стороны, высшая мера наказания до сих пор существует в российском Уголовном кодексе. При этом из-за вступления в Совет Европы на нее был наложен мораторий. Адвокат подчеркнул, что с законодательной точки зрения вернуть смертную казнь несложно.
Другой вопрос в том, готова ли к этому судебная система. По словам Калинова, для начала необходимо снизить вероятность привлечения к уголовной ответственности невиновного человека.
— На мой взгляд, для террористов смерть — это слишком легко. Пусть мучаются в тюрьмах, — подчеркнул Калинов.
Высока цена ошибки
Адвокат Алексей Цыганов напомнил, что приговаривать к смертной казни могут только суды присяжных. Эксперт подчеркнул, что в новых регионах России подобные инстанции только начали формироваться. Он отметил, что принятие другими судами решения о применении высшей меры наказания будет считаться неконституционным.
Комментируя возможность применения смертной казни для террористов, Цыганов подчеркнул, что в таком случае необходимо будет вносить поправки в Уголовный кодекс. Дело в том, что самое строгое наказание по статье «Террористический акт» — пожизненное лишение свободы.
Кроме того, возвращение смертной казни несет серьезные риски. Цена ошибки в таком случае существенно возрастет.
— Как показывает статистка, суды выносят по уголовным делам низкий процент оправдательных приговоров, что не исключает выявления ошибок судов при вынесении приговоров. В случае введения смертной казни ценой ошибки суда может стать жизнь человека, — подчеркнул Цыганов.
Резюмируя, адвокат отметил, что в данный момент к отмене моратория не готовы как судебная система, так и общество.
Государство должно действовать обдуманно
Адвокат Сергей Жорин объяснил, что отмена моратория на смертную казнь потребует созыва Конституционного собрания (КС). Эксперт подчеркнул, что закон о КС до сих пор не принят.
По мнению адвоката, современная судебная система не готова к возвращению смертной казни. Жорин вспомнил как пример дело серийного убийцы и насильника Андрея Чикатило.
— Не хочется приводить в пример набивший оскомину случай с Чикатило, когда до поимки маньяка казнили нескольких человек за его преступления. Поэтому я против смертной казни до того, как система будет готова, — сказал Жорин.
По словам адвоката, общество требует возвращения смертной казни на эмоциях после чудовищной трагедии. Это желание естественно и понятно. При этом государство и юристы должны действовать осознанно, обдуманно и максимально хладнокровно, заключил эксперт.
Казнь покажется благом
Адвокат Лариса Гусева подчеркнула, что сторонники смертной казни придерживаются принципа «кровь за кровь, глаз за глаз». По ее мнению, лишение жизни преступника не воскресит погибших, а также не принесет удовлетворения родственникам.
— Если им (преступникам) сохранить жизнь, то они каждый день будут осознавать, обдумывать свой поступок. Рано или поздно они начнут мучиться и страдать. Смертная казнь покажется им благом, — отметила Гусева.
По ее словам, родственникам может быть морально легче от того, что виновники гибели их близких тоже страдают. Причем осужденные в таком случае испытывают угрызения совести осознанно за совершенные ими поступки.