Фото: shutterstock

Задержание танкера Boracay во Франции: обвинения в «теневом флоте», слова Путина и отмена разбирательств

Происшествия

Франция задержала в нейтральных водах танкер Boracay, шедший под флагом Бенина. Его посчитали частью российского «теневого флота», который перевозит нефть в обход санкций. Президент России Владимир Путин назвал захват танкера «пиратством». После этих слов судно отпустили. Как развивались события с задержанием Boracay и что такое «теневой флот», выясняла «Вечерняя Москва».

Задержание танкера

Танкер Boracay вышел из порта Приморска (Ленинградская область) 20 сентября. Он преодолел Балтийское море, обогнул северо-запад Франции, а затем сменил курс и направился к побережью на востоке страны. Тогда же за ним последовал французский военный корабль, пишет Reuters со ссылкой на портал для отслеживания судов MarineTraffic.

В итоге танкер задержали возле города Сан-Назер, на борт поднялись французские военные. По данным Le Figaro, с тех пор судно простояло там несколько дней.

Во вторник, 2 октября, премьер-министр Франции Себастьен Лекорню сообщил о задержании двух членов экипажа. Один из задержанных представился капитаном судна, другой — его первым помощником. По данным France 24, в отношении капитана корабля возбудили уголовное дело. Ему выдали повестку с требованием явиться в суд 23 февраля 2026 года.

Почему танкер посчитали «теневым флотом» РФ

Судно с названием Boracay фигурирует в расследовании Дании, которое связано с появлением беспилотников над местными аэропортами в 20-х числах сентября. По информации Reuters, именно тогда танкер следовал через датские воды. Власти страны предполагают, что дроны могли запускать именно с кораблей.

Еще французские власти считают, что Boracay мог быть частью «теневого флота», который тайно доставлял российскую нефть в третьи страны, сообщает BFMTV. France 24 со ссылкой на правоохранительные органы уточняет, что судно якобы перевозило нефть в Индию.

Фото: Shutterstock

Танкер шел под флагом Бенина. Однако французские прокуроры заявили, что экипаж не смог предоставить доказательства того, что судно действительно принадлежит этой стране. Капитан якобы отказывался выполнять приказы полиции и военных.

Кроме того, ранее судно ходило под флагом Джибути и за 2024 год трижды сменило название. Reuters писал, что против танкера были введены антироссийские санкции Великобританией и Евросоюзом.

2 октября президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что задержание танкера было частью «более широкого плана по ограничению продаж российской нефти».

— Чрезвычайно важно усилить давление на «теневой флот», потому что это явно снижает способность России финансировать свои военные усилия на Украине, — считает французский президент.

Макрон отметил, что танкер имеет все признаки «теневого флота»: устаревшая модель (танкер был построен в 2007 году), постоянная смена названий и владельцев, неработающие транспондеры для отслеживания перемещений судна и отсутствие документов, подтверждающих принадлежность к конкретной стране. Также Макрон призвал другие страны блокировать танкеры с российской нефтью.

Танкер отпустили после реакции Путина

Тем временем российские власти заявили, что им неизвестно ни о расследовании в отношении танкера, ни о происхождении нефти, которая была на борту. А в ответ на призывы Макрона блокировать российские танкеры пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что страна будет принимать ответные меры.

— А если вы сделаете ошибку и будете затруднять вообще нефтяные все маршруты транспортировки? А если это не российская нефть? А если это нефть другого происхождения? Вы что, готовы взбудоражить весь нефтяной рынок? — удивился он.

В свою очередь президент России Владимир Путин подчеркнул, что танкер следовал под флагом третьей страны, а на борту был международный экипаж. Ему неизвестно, было ли судно вообще связано с РФ. Кроме того, оно было захвачено в нейтральных водах.

Фото: Администрация президента РФ

— Там, видимо, искали какие-то военные грузы, беспилотники — ничего этого не было и быть не могло... Это пиратство. А что с пиратами делают? Уничтожают, — сказал глава государства на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Еще во время выступления Путина в шутку спросили, зачем он посылает дроны в Данию и в другие страны ЕС.

— Больше не буду. Ни во Францию, ни в Данию, ни в Копенгаген. Куда еще долетают? В Лиссабон. Знаете, там развлекаются люди, которые когда-то развлекались по поводу НЛО. Там столько чудаков, как и у нас, кстати говоря. Ничем не отличаются, особенно молодые люди. Там они сейчас будут запускать вам каждый день, — ответил президент на обвинения датских властей, что дроны в их стране могли быть якобы запущены с танкера Boracay.

На следующий день после заявления Путина агентство AFP сообщило, что капитана и его помощника отпустили, а судно снова отправилось в путь в сторону Суэцкого канала.

Что такое российский «теневой флот»

«Теневым флотом» обычно называют танкеры, которые используют для торговли нефтью в обход санкций. Еврокомиссия считает, что для «теневых перевозок» обычно используются старые суда частных владельцев, скрывающих истинных выгодополучателей. Такие суда ходят под флагами третьих стран, в которых нет жестких правил судоходства. В отношении них также не введено никаких ограничений.

После начала спецоперации на Украине количество судов, участвующих в теневых перевозках, сильно увеличилось. The Economist писал, что к марту 2025 года у России якобы могло быть около 600 «теневых танкеров».

На Западе неоднократно задерживали танкеры, причисляемые к российскому «теневому флоту». В марте 2025 года Германия конфисковала танкер Eventin, который вез нефть из РФ в Египет, но потерял управление и несколько дней дрейфовал возле острова Рюген. Плавать дальше ему запретили из-за таможенных ограничений.

В апреле власти Эстонии задержали танкер Kiwala, который направлялся из Индии в Усть-Лугу (Ленинградская область). Судно шло под флагом Джибути, но его посчитали частью «теневого флота». Оно входило в санкционные списки Евросоюза. Также Эстония выявила у Kiwala несколько нарушений, связанных с документацией.

К концу месяца судно наконец отпустили. Как писал 47.ru, в Усть-Луге на Kiwala планировали погрузить 100 тысяч тонн нефти, после чего танкер снова отправился бы в Индию.

Чтобы бороться с «теневым флотом», Запад вводит ограничения против отдельных танкеров и компаний. Например, под санкции США в январе попали более 180 судов. Тогда Reuters писал, что из-за новых санкций 65 нефтяных танкеров простаивали у берегов Китая, России и Сингапура. Евросоюз планирует и дальше расширять список судов российского «теневого флота» и вводить против них ограничения.

Другой инцидент произошел в январе, когда у берегов Португалии задержали контейнеровоз с экипажем из России. Владельцев судна заподозрили в контрабанде наркотиков из Южной Америки. Россиян держали в порту трое суток, угрожая им оружием и не давая связаться с консулом.

А в декабре 2024 года российский сухогруз Ursa Major затонул между Испанией и Алжиром. В результате два капитана пропали без вести. Следователи рассматривают версию о возможном теракте: в момент происшествия экипаж слышал несколько взрывов.

amp-next-page separator