Эксперт: Уходить на запасной аэродром и невыгодно, и тяжело психологически
Некоторыми из них с "ВМ" поделился заслуженный пилот России Петр Марченко.
- Петр Александрович, сейчас все силы направлены на то, чтобы выяснить причины катастрофы...
- Не буду оригинален. На данный момент ясно, что на ситуацию повлияли два фактора: неблагоприятные метеоусловия - сильный боковой ветер и сдвиг его при заходе на посадку (сдвиг ветра – метеорологическое явление, когда скорость или направление ветра изменяются на относительно небольшом участке в атмосфере – ВМ.) А также человеческая самонадеянность, возможно, амбиции пилота.
- Почему была необходимость почти два часа вырабатывать топливо над аэродромом?
- Экипаж при вылете из Дубая специально заправился топливом под завязку, чтобы сеть в Ростове-на-Дону с максимальным уровнем топлива, а потом с минимальной дозаправкой сразу же лететь обратно. Возможность (достаточный запас топлива) у экипажа была, поэтому он и наворачивал круги два часа.
- Кто и какие решения в это время принимает? Что должен делать командир воздушного судна?
- Сегодня, к сожалению, международные правила говорят о том, что командир корабля должен сам принимать решения. Раньше, в советские времена, подобный приказ отдавал диспетчер. Неблагоприятные погодные условия - снег, ветер, плохая видимость, низкая облачность - веские причины для того, чтобы не испытывать судьбу, а перестраховаться. Тем более, что синоптики и диспетчеры предупреждали капитана о плохой погоде. Но он думал: «часик полетаем и погода улучшится». Нет, вы никогда не бывали в России и не знаете, какие коварные условия здесь. Экипаж не был морально подготовлен и не учел, что это не Дубаи, где 360 дней в году великолепная погода.
- Так что же помешало уйти на запасной аэродром?
- Вот тут и вступает в игру психологический фактор. Экипаж, уходя на запасной аэродром, должен провести несколько часов в ожидании, пока распогодится, или уходить на отдых минимум на 12 часов и снова ждать, пока прилетит сменный экипаж. У тех летчиков, что управляли «Боингом», не хватило бы физической возможности лететь обратно. К тому же, время - убытки для компании.
- Разве за уход на другой аэродром карают рублем?
- Штрафов возможно и нет, но в истории авиации были случаи увольнения пилотов за то, что они уходили на запасной аэродром. Вспомните ужасную катастрофу с Ту-154, когда в 2010 году под Смоленском погиб польский президент и еще 95 человек. Тогда пилота уговаривали, несмотря на плохие условия, совершить посадку. И он, видимо, памятуя о том, что предыдущего командира корабля уволили уход на другой аэродром, пошел на поводу тех, кто стоял за спиной. В результате - убили себя и президента.
- Мы знаем, что экипаж «Боинга» был мультинациональным. Можно ли сказать, что недопонимание между пилотами тоже могло стать причиной катастрофы?
- Возможно. Но тут, скорее не языковой, а социальный дискомфорт. Авиакомпания FlyDubai - очень состоятельная. Почему же они не нанимают местных летчиков? Может быть, потому, что им нужно платить в два-три раза больше. Куда легче и проще нанять пилотов из Греции, Казахстана, России, Македонии. В обычном рейсе, возможно, этот фактор и не был бы замечен. Но мы говорим о чрезвычайной ситуации и здесь перевесить чашу могла любая капля.
- Что вы думаете по поводу версии захвата самолета террористами? Или отказа двигателя?
- Захват - маловероятная причина. Так же, как и отказ двигателя. Конечно, точное положение дел покажут «черные ящики». Экипаж кружил почти два часа. И разговор с землей был, ведь диспетчер советовал капитану уйти на запасной аэродром, на что тот отказался. После этого он сделал один заход на посадку. Неудачно. Ушел на второй круг. Тут уже попал в сильный сдвиг ветра. Ни о каком захвате не может идти речь.
- А ведь в вашей практике тоже были экстремальные ситуации. И вы, Петр Александрович, сумели удержать в воздухе и посадить «Боинг» с отказавшими системами…
- Это был мой завершающий рейс Москва – Шанхай четыре с половиной года назад. Наш самолет 20 лет пролетал в Тайване. Дождь и сырость привели к тому, что судно, взятое авиакомпанией в лизинг летало на последних возможностях. Раньше, по бедности, перевозчики частенько пользовались такими самолетами. Поэтому не удивительно, что из-за коррозии отказали сразу три автопилота.
Это случилось ночью, когда мы летели над Монголией. Второй пилот кричал: "Мы разобьемся!" В кабине стояла бледная стюардесса, которая лепетала:"У меня двое детей, только не убейте нас, товарищ командир!". За спиной у меня было 200 пассажиров. При заходе, я отступил от инструкций. И поступил так, как считал нужным - на протяжении 4,5 часов сам в ручную выстраивал приборы. Обошлось. Больше за штурвал не садился.
МНЕНИЕ
Роковой рейс
Колонка нашего обозревателя Леры Бокашевой
Снова - страшная трагедия с упавшим самолетом. На этот раз - пассажирский Boeing 737−800 NG авиакомпании flydubai, выполнявший рейс из Дубая в Ростов-на-Дону, разбился в районе местного аэропорта в субботу утром при заходе на посадку. В авиакатастрофе погибли 62 человека: 55 пассажиров и семь членов экипажа.
Это по-настоящему международная трагедия: среди погибших русские, украинцы, грек, киргизы, граждане Индии и Узбекистана... Люди, жизнь которых оборвалась так внезапно, так ужасно. Четверо детей. Много людей с одинаковыми фамилиями: летели с отдыха семьями. Так и ушли из жизни - вместе. (далее...)