У Вячеслав Гайзера и других участников преступного сообщества арестованы 32 объекта недвижимости. / Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Топ-5 уголовных дел. Как преодолеть барьер круговой поруки коррупционеров и вседозволенности «мажоров»

Происшествия
Первые месяцы 2017 года ознаменовались продолжением расследований ранее возбужденных громких коррупционных уголовных дел и задержаниями нечистых на руку высокопоставленных чиновников. Борьба с казнокрадами и взяточниками не сбавляет своих оборотов. Подробности этих и других резонансных дел первой половины текущего года «ВМ» обсудила с представителями экспертного сообщества.

Жернова правосудия вращаются медленно, но верно. Такова специфика следственных действий: они должны проводиться со всей тщательностью, в положенные законом сроки. Вот и антикоррупционная история с экс-главой Минэкономразвития Алексеем Улюкаевым получила свое дальнейшее развитие.

ГРУСТНЫЙ ИСКАТЕЛЬ КРИЗИСНОГО ДНА

Напомним, что задержание бывшего члена правительства произошло 14 ноября 2016 года в офисе «Роснефти». По версии следствия, он прибыл туда, чтобы решить вопрос о получении вознаграждения за выдачу благоприятного заключения, которое позволило «Роснефти» выкупить у государства контрольный пакет акций «Башнефти». Свои услуги Улюкаев оценил в два миллиона долларов. Как потом сообщили в правоохранительных органах, получение взятки было сопряжено с вымогательством, а также с угрозами в адрес представителей ведущей российской нефтяной компании.

Экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев (справа) в Басманном районном суде / Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Министра задержали с поличным сотрудники ФСБ России. Суд немедленно постановил поместить его под домашний арест, а президент России Владимир Путин на следующий же день подписал указ об увольнении Алексея Улюкаева с поста главы Минэкономразвития «в связи с утратой доверия». Безусловно, оперативная разработка фигуранта такого уровня могла проводиться только с ведома первого лица государства.

Свою вину в вымогательстве взятки бывший исследователь глубины кризисного дна не признает до сих пор. Тем не менее Следственный комитет России в рамках расследования уголовного дела наложил арест на принадлежащие ему 15 объектов недвижимости и денежные средства на сумму не менее 564 миллионов рублей. Сроки следствия по делу Улюкаева в январе 2017 года продлили, а срок пребывания под домашним арестом увеличили сначала до 15 апреля, а потом и до середины июля. Но тут в дело вступили адвокаты экс-министра, опротестовавшие решение Басманного суда столицы.

Мосгорсуд частично удовлетворил апелляцию и с 27 апреля разрешил арестованному гулять три часа в сутки, оставив его тем не менее до 15 июля в стенах своей элитной московской квартиры. Попытки защитников добиться в суде увеличения продолжительности прогулок, разрешения на визиты няни для детей и уборщицы успехом не увенчались.

В настоящее время расследование одного из самых громких уголовных дел последнего времени полностью завершено и подготовлено к передаче в суд.

— Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета России бывшему министру экономического развития Алексею Улюкаеву предъявлено обвинение в окончательной редакции в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, в особо крупном размере), — сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко.

По этой статье Уголовного кодекса предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет, а также штраф в размере до 500 миллионов рублей.

Продолжаются следственные действия и против ряда других бывших высокопоставленных чиновников, подозреваемых в коррупционных преступлениях: главы Сахалинской области Александра Хорошавина, губернатора Кировской области Никиты Белых, экс-вице-губернатора Санкт-Петербурга Марата Оганесяна, мэра Переславля-Залесского Дениса Кошурникова.

— На мой взгляд, Улюкаев и ему подобные — яркие представители определенного властного психотипа, — говорит председатель Национального комитета по противодействию коррупции в Российской Федерации Юрий Макеев. — Они мнят себя элитой, а всех остальных людей — быдлом, копошащимся у их ног. Такие люди искренне считают государственную собственность своей личной. Их отличает патологическое стремление к богатству и власти. Бороться с ними возможно только путем изменения психологии общества, которое сейчас ненавидит их не за тот вред стране, который они наносят своими поступками, а за то, что они смогли первыми добраться до своих доходных «теплых» мест. Сейчас мы видим, что неприкасаемых нет, и это не может не сказаться на смене подхода к проблеме.

ПОЛКОВНИКУ НИКТО НЕ ПИШЕТ

Абсолютное лидерство по количеству изъятых нетрудовых доходов остается за бывшим полковником полиции Дмитрием Захарченко, исполнявшим обязанности руководителя бывшего управления «Т» антикоррупционного главка МВД России. Его арестовали минувшей осенью в ходе совместной операции сотрудников ФСБ и полиции. По результатам последовавших служебных проверок Дмитрий Захарченко был уволен из органов внутренних дел вскоре после своего ареста, его непосредственное руководство строго наказано, а подразделение полностью реорганизовано.

В ходе обысков оперативники обнаружили в московской квартире сводной сестры Захарченко денежную сумму, эквивалентную 8,5 миллиарда рублей. Происхождение этих денег либо до сих пор точно не установлено, либо надежно укрыто тайной следствия.

Бывший полковник МВД Дмитрий Захарченко в Пресненском суде Москвы / Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости

Одна из версий о происхождении такой гигантской суммы связана с семейным бизнесом подследственного. Предположительно, сам Дмитрий Захарченко и его отец консультировали проблемные банки, помогали им обналичивать средства и выводить их за границу.

Косвенно это подтверждается тем, что отец опального экс-офицера полиции Виктор Захарченко, бывший советник председателя правления банка «Московское ипотечное агентство», также находится до 30 августа под арестом. Следствие считает, что Захарченко-старший работал в банке фиктивно и, таким образом, незаконно получил 4 миллиона рублей в виде заработной платы. Тем временем Захарченко-младшего обвиняют по трем статьям Уголовного кодекса: злоупотребление полномочиями, воспрепятствование правосудию и получение взятки в размере 7 миллионов рублей. Уже в 2017 году следствие вменило ему еще два эпизода взяточничества. Сам бывший полковник упорно молчит, отрицая любые обвинения в свой адрес. В конце марта Мосгорсуд признал законным решение Басманного суда о продлении ареста Дмитрию Захарченко, оставив его под стражей до 5 июня.

— Случай с Захарченко показателен в том плане, что наглядно демонстрирует масштабы поразившей нас коррупции, — делится своим мнением секретарь Союза журналистов России, руководитель Бюро журналистских расследований Борис Резник. — Ясно, что полковник всего лишь мелкая сошка, несмотря на размеры изъятых у него денег. Большая часть их явно принадлежала не ему, а партнерам. Невозможно, чтобы деньги не заносились «наверх». Следовало бы сначала отследить, куда и кому именно, а не разом рубить концы с его арестом. Всегда и везде дело нужно доводить до логического завершения. Коррупция страшна тем, что политические и экономические элиты входят в межведомственный сговор с представителями правоохранительных органов, создавая круговую поруку. Получается, что мелочь взяли, а крупная рыба продолжает спокойно плавать. И это наводит на определенные мысли.

ДЕЛО ГАЙЗЕРА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ

В мае Мосгорсуд отказался освободить из-под стражи бывшего главу Республики Коми Вячеслава Гайзера, обвиняемого в мошенничестве и создании преступной группы в регионе. Апелляционная жалоба защитников на решение о продлении срока ареста была отклонена. Гайзер просил перевести его под домашний арест, чтобы быстрее ознакомиться с материалами дела, которое составляет более 400 томов.

В сентябре 2015 года по делу о мошенничестве и создании преступной группы был арестован ряд высокопоставленных чиновников Коми, а также некоторые местные бизнесмены, которых Следственный комитет назвал «финансистами-технологами». Тогда же полномочия Гайзера как главы республики были прекращены указом президента России Владимира Путина «в связи с утратой доверия». В настоящее время под арестом, кроме Гайзера, находятся экс-заместитель главы Коми Алексей Чернов и ряд других чиновников и бизнесменов. Следствие считает, что два бывших руководителя Коми, Вячеслав Гайзер и его предшественник Владимир Торлопов, возглавляли созданное ими еще в 2006 году преступное сообщество. Его участники совершали преступления, направленные на завладение высокорентабельными предприятиями региона либо установление контроля над ними с целью незаконного обогащения.

Бывшему сенатору Владимиру Торлопову предъявлено обвинение в создании и руководстве преступным сообществом совместно с «группировкой» Гайзера, а также в мошенничестве в особо крупном размере с использованием служебного положения. Следствие оценило ущерб от действий бывшего главы республики в 2,5 миллиарда рублей. Сам Владимир Торопов полностью признал свою вину. В конце мая Басманный суд столицы оставил его под домашним арестом до 6 сентября.

— В том, что громкие «губернаторские» дела будут доведены до конца, я уверен, — говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Бывшие чиновники получат реальные сроки. Поймите: взяточники у нас стали садиться за решетку целыми группами. Как правило, сегодня дело возбуждается не только по статье «Взятка», но и по статье 210 «Организованное преступное сообщество». А расследование такого сообщества — дело небыстрое: всплывают новые факты, фигуранты. По более мелким чиновникам дела уходят в суд в среднем за год. Я думаю, статья 210 — это правильно, ведь она подразумевает наказание вплоть до пожизненного заключения.

О ЧЕМ ПОЮТ В НЕВОЛЕ СОЛОВЬИ

Чужие ошибки, однако, ничему не научили другого руководителя регионального масштаба. Глава Удмуртии Александр Соловьев был задержан 4 апреля по подозрению в получении взятки в размере более 140 миллионов рублей и немедленно этапирован в Москву. Силовики действовали в рамках уголовного дела, накануне возбужденного Следственным комитетом по части 6 статьи 290 УК России («Получение взятки должностным лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, в особо крупном размере»). Суд избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу. Президент России Владимир Путин в тот же день отправил Соловьева в отставку «в связи с утратой доверия».

По версии следствия, в 2014–2016 годах бывший глава республики получил от представителей организаций, осуществляющих строительство мостовых переходов через реку Кама и реку Буй у города Камбарки, взятки на общую сумму 139 миллионов рублей. Дополнительно еще в 2,7 миллиона отечественных дензнаков он оценил свою долю участия в деятельности одной из них. За это, по мнению следователей, Соловьев должен был обеспечить строителям внеочередную и незамедлительную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, выделение лицензий для геологического изучения участка недр и на разведку, а также добычу песка и песчано-гравийной смеси. Свою вину высокопоставленный арестант признал частично.

Бывший глава Удмуртской Республики Александр Соловьев в Басманном суде во время рассмотрения ходатайства следствия о его аресте / Фото: Владимир Песня/РИА Новости

Примечательно, что показания на экс-главу региона дал его подельник, бывший замминистра транспорта и дорожного хозяйства, полный тезка фигуранта А. Соловьев, в отношении которого осенью минувшего года первоначально было возбуждено дело о превышении полномочий. После дачи показаний он был переведен под домашний арест. Самого экс-главу Удмуртской Республики 31 мая Басманный суд Москвы оставил под арестом до начала сентября.

— Уголовные дела в отношении подозреваемых уровня Соловьева, Гайзера и других высокопоставленных чиновников говорят о том, что государство борется с коррупцией не только в низах, но и в верхах, что показательно для всего нашего общества, — считает член президиума Национального антикоррупционного комитета Павел Зайцев. — Преступления коррупционной направленности по определению носят скрытый, латентный характер. Понятно, что никто не будет брать взятки или «распиливать» бюджет прилюдно. Правоохранительные органы стали чаще и больше их выявлять, бороться с ними более целенаправленно и эффективно.

НАПЕРЕГОНКИ СО СМЕРТЬЮ

Если одних людей, причисляющих себя к сливкам общества, толкает на преступления жадность, то мотивом других, еще совсем молодых представителей современной элиты, служит пресыщенность. В жизни у них есть все. Раньше таких юнцов называли «мажорами», теперь — «золотой молодежью».

В марте 2017 года столичный Савеловский суд пожизненно лишил водительских прав ставшую уже скандально известной московскую стритрейсершу Мару Багдасарян, поскольку согласно документам она страдает эпилепсией.

Суть искового заявления, которое было подано прокурором, сводилась к тому, что у Багдасарян имеются существенные проблемы со здоровьем, которые не позволяют ей садиться за руль. Данные сведения содержались в медицинских документах, предоставленных ранее самой Багдасарян. В свое время она предъявляла их суду, чтобы смягчить свою участь при назначении обязательных работ в ГБУ «Жилищник» столичного района Сокол за многочисленные административные правонарушения Правил дорожного движения. Лишению водительских прав предшествовало уголовное дело о подделке документов.

Участница дела о гонках с полицией Мара Багдасарян в Савеловском суде / Фото: Сергей Севостьянов/ТАСС

Напомним, что Мара Багдасарян вот уже несколько месяцев должна была подметать столичные улицы, отрабатывая почти 600 часов обязательных работ, присужденных ей судом. Но и на них она не всегда являлась. Однажды за необоснованный прогул ей пришлось отсидеть под арестом 15 суток. А в другой раз свое отсутствие она решила прикрыть больничным листом. На поверку больничный лист оказался поддельным документом.

За это Багдасарян предъявили обвинение по части 3 статьи 327 Уголовного кодекса — использование заведомо подложного документа. Несмотря на раскаяние Мары, суд назначил ей довольно суровое наказание: один год исправительных работ с удержанием 15 процентов заработка осужденной в доход государства.

И лишение водительских прав, и административный арест, и обязательные, а теперь уже и исправительные, работы стали продолжением громкой истории о нравах «золотой молодежи». 22 мая 2016 года сын главы топ-менеджера «Лукойла» Руслан Шамсуаров с друзьями устроил по улицам предрассветной столицы многочасовую гонку на внедорожнике «Гелендваген». Вместе с ними в салоне автомобиля находилась и Мара Багдасарян. Молодые люди неоднократно нарушали Правила дорожного движения, транслируя свои действия в интернете. Все это сопровождалось оскорбительными высказываниями в адрес сотрудников дорожно-патрульной службы.

— Очень странно, что следователи сразу не возбудили в отношении Шамсуарова «со товарищи» уголовное дело по статье 213 УК России («хулиганство»), состав преступления там явно был налицо, — полагает бывший следователь Следственного департамента Министерства внутренних дел, кандидат юридических наук Александр Карабанов. — Поэтому не стоит удивляться, что Гагаринский районный суд столицы, в котором прошлой осенью слушалось «дело гонщиков», вынес им очень мягкий приговор, избавив от уголовного преследования. Но подсудимые так ничего не осознали. А безнаказанность, как известно, порождает вседозволенность.   

amp-next-page separator