Почему мировая экономика разделилась на три блока и какие последствия это спровоцирует
Геополитические разногласия в мире привели к разделению мировой экономики на три блока: США, Китай, а также блок несвязанных стран — к такому выводу пришли исследователи Международного валютного фонда (МВФ). «Вечерняя Москва» обсудила с экспертом, что представляет собой каждый блок, какое влияние он оказывает на мировую экономику и какое место в этой системе занимает Россия.
Три вектора влияния
По словам финансового аналитика Михаила Беляева, утверждение о том, что мир разделился на три блока влияния, которое выдвинули в МВФ, не совсем верное. Разделение произошло по причине изменения вектора экономического развития в отдельных странах. В частности, коллективный Запад в своем развитии натолкнулся на пределы роста, а Восток, наоборот, начал набирать темпы и раскрывать свой потенциал.
— В результате определенных экономических условий отметились темпы роста в таких странах, как Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Малайзия, Иран. Эти страны начали развиваться ускоренными темпами. Потому страны, которые хотели бы начать сотрудничество с другими государствами, увидели перспективу развития с Востоком. И это логично, потому как нет смысла развивать отношения с рынками, которые и без того уже перенасыщены и стагнированы. На этом фоне лучше выбрать того, кто находится в развитии и готов взять тебя в сотрудничество, а это Восток, — рассказал Беляев.
В результате мировых изменений и производственного потенциала отдельных стран на сегодняшний день наметилась некая тенденция экономического развития, заметил собеседник «ВМ»:
- доля США в мировом производстве и торговле где-то около 16–17 процентов;
- Китая — 18–19 процентов;
- остальные (третья часть) идут внизу с большим отрывом, не превышая 10 процентов.
— Среди таких стран Япония — 5–6 процентов, ФРГ — 4–5 процентов, Франция — 4–5 процентов, Россия — 3–4 процента. Отсюда становится понятно, что два центра силы определились естественным образом, так как они создают равное количество продукции и в научно-техническом, и в передовом плане, — объяснил аналитик.
Роль России
Однако все это, по его мнению, не означает, что страны, вошедшие в третью группу (прежде всего, Россия), не смогут играть роль региональных центров силы в мировой экономике. Например, у РФ отмечается растущий экономический потенциал на фоне прочного фундамента энерго-сырьевых и базовых продуктов, которые мы производим с высокой эффективностью.
— Именно это позволило нам устоять перед санкциями. Кроме того, исторически сложилось так, что благодаря оборонному комплексу мы входим в ряд стран с высоким политическим потенциалом. Что позволяет нам играть роль регионального центра силы, вокруг которого могут консолидироваться не только страны бывшего СССР, но и большой спектр стран на Евразийском континенте (Африка, Латинская Америка, Индия, Индонезия). Таким образом, сейчас Россия — государство, набирающее потенциал и имеющее все возможности вырасти в полноценную точку влияния, которая может скапливать вокруг себя другие страны, определяющий третий центр силы, — подчеркнул эксперт.
Если Китай и США в этой системе играют монострановой центр силы, то Россия выступает консолидирующим центром, который объединяет вокруг себя обширную группировку стран, связанных общими интересами и целями, добавил Беляев.
Последствия разделения
Собеседник «ВМ» считает, что разделение экономики на три блока влияния — объективный процесс, который не подлежит критике и осуждению. Однако, надо понимать, что он может потянуть за собой определенные последствия для всего мира.
— В частности, мы увидим консолидированное развитие коллективного Запада. Тогда весь мир расслоится на условных два полушария — коллективный Запад, где центром развития будут США, и Восток, где центром будет Китай, но сюда же войдут и страны, которые сейчас представляют третий вектор — Россия, Иран, Индонезия, — предположил Беляев.
Но эта ситуация вовсе не говорит о том, что «два полушария» будут категорично сепарированы и изолированы друг от друга, они будут взаимодействовать в прежних вопросах: торговли, вопросах климата, экологии, инфекционных заболеваний, миграционных. Именно это позволит не разбиться странам на две враждующие части, несмотря на все разногласия, заключил аналитик.