Аналитики описали сценарии ухода Apple с российского рынка
Глава Минпромторга Денис Мантуров уверен, что компании Apple невыгодно покидать российский рынок. Такое мнение он высказал в интервью газете «Известия». Напомним, слухи о возможном уходе американского IT-гиганта появились в феврале. Тогда СМИ рассказали, что Apple направила негативный отзыв в кабмин РФ из-за законопроекта, согласно которому запрещается продавать компьютеры и смартфоны без установки предписанного правительством российского программного обеспечения.
По продажам смартфонов Apple входит в топ-5 на рынке России. Мантуров заметил, что на рынке доминирует не эта компания, а другие производители.
Уйдет ли Apple из России?
Ведущий инвестиционный аналитик «Финам», доктор технических наук Леонид Делицын допускает сворачивание бизнеса Apple.
— Во-первых, пока непонятно, какие именно приложения должны быть установлены в устройствах. Во-вторых, у Apple уже есть опыт адаптации устройств под местное законодательство. Так было в Японии, когда технику адаптировали под платежно-транспортную систему. Наш рынок не является ключевым для этой компании. Поэтому существует относительная вероятность, что Apple не пойдет навстречу и откажется адаптировать свою продукцию под наши реалии, — отметил он.
Эксперт по IT также обратил внимание на сложную политическую ситуацию между Москвой и Вашингтоном, которая может сказаться на решении корпорации. Отметим, что выручка дочки американского IT-гиганта ООО «Эппл Рус» в 2018 году составила около 200 млрд рублей (3 млрд долларов) — это всего лишь 1 процент мировых доходов Apple.
Какие приложения должна установить Apple?
Пока еще неизвестно, какие именно приложения Apple должна устанавливать для продаваемых в России устройств. По сообщениям СМИ, речь может идти о трех категориях. На телефонах могут появиться «Госуслуги», «Яндекс.Браузер» и браузер «Спутник», мессенджеры ICQ и «ТамТам», платежный сервис Mir Pay. На компьютерах — хранилища «Яндекс.Диск» или «Облако Mail.ru», «Яндекс.Музыка» и «МойОфис». На смарт-ТВ — Ivi, Okko, Tvzavr и Rutube.
Профессор Уральского государственного экономического университета и эксперт по конкурентной разведке Евгений Ющук не исключает, что Apple и российская сторона придут к компромиссу.
— Решение Apple мы узнаем от самой компании. Она может поступать по-разному. Есть недавний пример, когда Apple переносила серверы в Россию по требованию властей. Есть пример того, как она адаптировала бизнес-модель под Китай, — подчеркнул Ющук.
Однако в отличие от Китая, где пользовательский рынок троекратно превышает Европу, «российский рынок не очень интересен в рублях». Насколько Россия важна для компании из США в плане имиджа, эксперт не берется прогнозировать.
Как Apple «прогнулась» под китайцев
Стоит указать на ряд примеров, когда Apple «прогибалась» под местное законодательство. В Китае компания не показывает в эмодзи флаг Тайваня, а данные iCloud китайских юзеров хранятся на китайских серверах (в России тоже — с 2015 года). Кроме того, только в КНР iPhone выходят с двумя SIM-картами, а поисковик Baidu заранее установлен на смартфон.
В ОАЭ айфоны и айпады продают без функции видеозвонков, потому что из-за бесплатных приложений FaceTime, Skype, WhatsApp и Snapchat разоряются местные операторы связи Etisalat и Du.
Как мог бы выглядеть компромисс?
Евгений Ющук предлагает пойти по промежуточному пути: поставлять свои товары для российского рынка формально промежуточной структуре, которая будет предустанавливать приложения на устройства.
— Один из слушателей моего университета сказал мне, что выход из ситуации мог бы выглядеть так: когда ты с российского IP впервые активируешь смартфон, пусть он автоматически подтягивает российские приложения, и Apple не придется ничего ставить. И пусть Apple предложит пользователю оставить новые приложения, если не нравится — потом удалить, — рассказал эксперт.
Пока «уход Apple» остается на уровне слухов. Публичных заявлений американская корпорация на сей счет не делала.
К чему приведет прекращение деятельности компании в России?
Леонид Делицын полагает, что решение российских властей бьет прежде всего по производителю, потому что обязывает его предустановить софт, и по компаниям, которые торгуют техникой. Ведь за неисполнение закона грозят штрафы. По внесенному в Госдуму законопроекту штрафы за отказ устанавливать российский софт для должностных лиц варьируются от 30 до 50 тысяч рублей, для юрлиц — от 50 до 200 тысяч рублей.
— Пользователей это никак не касается. Уход компании приведет к расцвету «серого» рынка. Придется либо пользоваться старыми устройствами, либо искать пути покупки новых в обход действующих ограничений. О массовых проблемах говорить не приходится, — пояснил Делицын.
Айфон-«кирпич»
Евгений Ющук тоже считает возможным создание черного рынка айфонов в случае ухода компании с рынка, потому что спрос на гаджеты Apple в России сохраняется. Он напомнил, что закон спроса-предложения работал даже в СССР, где за спекуляцию сажали в тюрьму. При этом неясно, насколько поставки будут цивилизованными, будут ли пользователи обеспечены гарантийным обслуживанием и какое участие в этом примет Apple.
Если Apple уйдет, то пользователи частично пострадают, уверен Ющук.
— Как только прекращается обслуживание фирмы-производителя, то начинаешь получать новинки не первым. Во-вторых, это вопрос гарантии. Ситуация, когда айфон превращается в кирпич, вполне реальна. И кто должен с этим разбираться — большой вопрос. Это ситуация, с которой сталкивались покупатели китайских интернет-магазинов, — добавил эксперт по конкурентной разведке.
Читайте также: Как изменится жизнь россиян, если заблокируют YouTube