Какую выгоду принесет России отказ от взаимных претензий по газу с Украиной
Москва и Киев договорились обнулить взаимные претензии и снять аресты имущества, заявил министр энергетики РФ Александр Новак в пятницу, 27 декабря. По его словам, это произойдет с 1 января 2020 года во исполнение решений по судебным искам.
В соответствии с решением Стокгольмского арбитража Газпрому придется выплатить «Нафтогазу» 2,9 миллиарда долларов. Новак назвал их «каплей в море» на фоне рисков, которых удалось избежать. Со своей стороны Украина сняла антимонопольные претензии на сумму 7,4 миллиарда долларов.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев считает, что такое соглашение — лучшее, что мог в данных условиях выторговать для себя Газпром. Об этом он рассказал в беседе с «Вечерней Москвой».
— Это соглашение оставило неприятный осадок для России. Ожидания от переговоров были явно завышенными. Но если посмотреть объективно на итоги, то они компромиссные и выгодные для России. Основной ущерб состоит в том, что Газпром выплачивает 2,9 миллиарда долларов в рамках решения Стокгольмского арбитража по транзиту. Неприятно, но это лучшее из того, чего можно было добиться. Это вынужденная жертва, основанная на решении, которое невозможно оспорить, — отметил эксперт.
Белогорьев указал на то, что у Газпрома с самого начала не было юридической возможности избежать выплаты Украине. Решение Стокгольмского арбитража было «несправедливым, юридически очень сомнительным и явно политизированным». Но в то же время Газпром смог добиться нейтрализации других исков.
— Газпрому удалось добиться полного обнуления всех остальных рисков — отказа антимонопольного комитета Украины от выигранного им во всех украинских судах антимонопольного иска Газпрома. Понятно, что Украина принимала их из политических соображений, но важно, что удалось их нейтрализовать, — сказал Белогорьев.
Обнуление исков нельзя рассматривать в отрыве от соглашения по транзиту, которое «ближе к российской позиции, чем к украинской», заметил Белогорьев. Соглашение по транзиту отвечает цели России снижать объемы прокачки через Украину.
— Украина добилась долгосрочного контракта на пять лет, хотя хотела на десять. Но с точки зрения объемов явно выигрывает Россия. Объемы на 2020-й — 65 миллиардов кубометров в год, и они явно занижены. На 2021 год тоже занижены: около 50 миллиардов. На 2022–2024 годы — 40 миллиардов кубометров, которые вполне приемлемы для Газпрома. Это намного меньше, чем текущий транзит, — подчеркнул эксперт по энергетике.
Белогорьев обратил внимание на позицию Германии и Еврокомиссии. Они оказывали на Россию политическое давление и требовали сохранения украинского транзита в качестве обязательного условия для одобрения завершения «Северного потока — 2».
Читайте также: Новак назвал сроки готовности «Северного потока — 2» без помощи из-за рубежа