Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Экономист рассказал, как обвал на рынке топлива скажется на цене продуктов и лекарств

Экономика

Стоимость бензина марки Аи-92 на международной товарно-сырьевой бирже снизилась до 35,77 тысячи рублей за тонну. Учитывая акциз, выплаты в бюджет по демпферу, НДС и НДПИ, стоимость тонны топлива составляет 38,07 тысячи рублей. Компании, продающие в России бензин оптом, заявляют, что работают в убыток. Как это может сказаться на стоимости других товаров и экономике Российской Федерации в целом, «Вечерней Москве» рассказал заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ Плеханова Константин Ордов.

— То, что происходит с нефтью, похоже на страшный сон. Оказалось, что нефть может стоить «меньше нуля». Ведь нефтедобыча — это не дырка в земле, которую можно на время заткнуть пробкой. Технологический процесс иногда нельзя остановить без потери месторождения, которое гораздо дороже временных убытков, — говорит эксперт.

Экономист назвал события на мировом рынке топлива знаковыми. По его словам, это напоминание о том, что, несмотря на ОПЕК, монополии на нефтяном рынке нет. Ордов также заметил, что никто не будет торговать себе в убыток, если не рассчитывает на восстановление цен и прибыль.

— Торговля продолжается, хоть иногда и в убыток. Это способ нового дележа рынка. Идет укрупнение капитала. Мелкие и средние компании, не имеющие ресурсов, чтобы переждать «лихое время», прекращают свое существование. Мы наблюдаем «стратегию демпинга», которая не раз использовалась транснациональными корпорациями, чтобы задушить мелкое производство либо установить контроль и заставить всех играть по своим правилам. В недалеком будущем крупные игроки с лихвой компенсируют потери, — отметил эксперт.

Ордов выразил уверенность, что через какое-то время все «вернется на круги своя». Он напомнил, что большая часть предметов, которые в современном мире окружают человека, созданы с использованием нефти — от пластика до источников энергии. Эксперт также отметил парадокс с ценами на бензин. Несмотря на то что оптовые цены рекордно снизились, дешеветь топливо в России не будет. Правительство наложило запрет на импорт зарубежного дешевого бензина, это означает стабилизацию цен на внутреннем рынке, которая выгодна крупным производителям углеводородов и перерабатывающим концернам.

Аналитик также заметил, что самоизоляция «подсветила» проблемы легкой и пищевой промышленности.

— Колебания цен на продукты, в первую очередь на фрукты и овощи, связаны и с сезонной составляющей. В то же время на некоторые товарные группы по сравнению с прошлым годом цены стали ниже. Возможно, это не так очевидно, потому что доходы в режиме самоизоляции у многих граждан упали. Люди стали меньше зарабатывать, им кажется, что в магазинах все дорого. К сожалению, снижение доходов ограничивает жизненный уровень. Так происходит всегда, — добавил аналитик.

Экономист предположил, что линейка товаров народного потребления, включающая ряд определенных продуктов и лекарств, по итогам года может подорожать больше, чем все остальное, на 4–5 процентов. Такой же, по мнению Ордова, на конец 2020 года будет инфляция рубля. Многое будет зависеть от того, «закончится карантин в мае или нет». Если все затянется до июня, многие предприятия малого и среднего бизнеса, по словам специалиста, закроются окончательно, люди потеряют работу, и ситуация благосостояния населения заметно ухудшится. Как и общая экономическая обстановка.

Однако, общее снижение доходов населения и сезоны, летне-осенний период, повлияют на продуктовые цены: они должны понизиться. Это, по мнению эксперта, говорит о том, что в ближайшее время возникнет острая необходимость поддержки предприятий пищевой промышленности и сельского хозяйства дотациями со стороны государства.

Читайте также: «Ее просто некуда тратить»: экономисты объяснили отрицательные цены на нефть

amp-next-page separator