Фото: Pixabay

Экономист Надоршин: Снятие запрета на параллельный ввоз товаров в Россию помогло бы снизить цены

Экономика

Снятие запрета на параллельный ввоз в Россию любых товаров могло бы помочь в снижении цен. Важное условие такого сценария — легализовать параллельный импорт для всех компаний, а не только для тех, кто приостановил деятельность в РФ или ушел из страны. В противном случае оценить влияние этого решения пока сложно. Такое мнение в беседе с «Вечерней Москвой» высказал главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.

По его словам, оригинальные товары могут попадать в Россию как через официальных дистрибьюторов, так и при помощи различных альтернативных схем.

— У нас есть официальные дистрибьюторы, а есть серый ввоз. Наиболее хорошо это заметно в сегменте бытовой техники: практически у каждого бренда есть официальные поставки и неофициальные. Неофициальные поставки на российский рынок возможны только в одном случае (если это не подделка техники, а это — не подделка): если цена за рубежом ниже на тех же условиях, на которых товар получает российский дистрибьютор. Как они иначе попадают в Россию? Больше я массовых каналов не знаю, — рассказал специалист.

По словам эксперта, в таких условиях российские потребители переплачивали брендам, которые эксклюзивно вливались в дистрибьюторскую сеть. Переплата за серый импорт тоже существовала, потому что на таможне такие товары пропускали не без коррупционной составляющей. В СМИ постоянно появлялись новости об очередном случае нелегального ввоза, но товары продолжали попадать в Россию, отметил Надоршин.

Сейчас подобные схемы будут легализованы, но только для компаний, ушедших или приостановивших деятельность в России, заметил экономист.

— Это проблема: если бы легализация была более полной, то для товаров на внутреннем рынке могла бы исчезнуть коррупционная составляющая. Это очень сильно влияет на российский рынок: неважно, официально или неофициально товар попал в Россию, мы за него все равно переплачиваем. Да и сама процедура составления списка займет немало времени, некоторые возможности могут быть упущены. Например, сейчас на почве серого импорта могли бы развивать свою работу бывшие официальные дистрибьюторы уходящих брендов, — отметил собеседник «ВМ».

Эксперт заметил, что при легализации параллельного импорта часть поставок можно было бы вести по тем же официальным каналам силами прежних игроков без упоминания о том, что у поставщика есть эксклюзивное право на ввоз. Оценить, как легализация параллельного импорта повлияет на российский рынок, в случае если это разрешат только для ушедших компаний, пока нельзя, уверен экономист.

Ряд иностранных компаний занимает выжидательную позицию на российском рынке, отметил Надоршин.

— Сейчас у нас период ожидания, потому что многие заявили об уходе, но еще его не совершили. Этот период — сама по себе «затяжка», осложняющая попадание товаров на внутренний рынок по альтернативным каналам, — рассказал специалист.

Эксперт подчеркнул, что параллельный импорт подразумевает исключительно ввоз оригинальных товаров по альтернативным каналам. При этом на внутреннем рынке продолжит выявляться контрафакт: Россия будет плотнее общаться с регионами, где таких товаров производят больше, резюмировал собеседник «ВМ».

В Минпромторге предложили точечный подход для параллельного импорта. Министерство готовит список брендов легкой промышленности и других отраслей потребительского сектора, покинувших российский рынок.

В ведомстве отметили, что в окончательный список попадут не все бренды, приостановившие работу в РФ.

amp-next-page separator