Московский кинофестиваль все еще ищет свое лицо
Впрочем, это и понятно – из года в год Московский кинофестиваль довольствуется тем, что не попало на барские столы Берлина, Венеции, Канн. А ведь у фильмов, по правилам, должны быть премьерные показы. Словом, задача сложная, решать которую приходится каждый раз заново.
Оптимистам здесь не место
Многие авторы представленных лент почему-то твердо убеждены, что без рек крови и нечеловеческих мук их фильмы никто смотреть не будет. Может, они и правы. Один известный режиссер буквально вчера поделился со мной мыслью, что насилие – обязательный элемент хорошего фильма. В любой форме. И это прописано во всех киноучебниках. Может быть, поэтому, следуя теории и модному тренду, нам показывает нечеловеческие страдания почти сладострастно («Все копы – ублюдки», «Адское пламя», «Людоед-вегетарианец», да и наша «Орда» отнюдь не детская сказка на ночь). Эта милая тенденция распространяется и на внеконкурсные программы. Так, герои «Снежного города», серийные маньяки-убийцы, расправляющиеся с педофилами и наркоманами фашистскими методами, не жалеют даже кенгуру, что уж говорить о людях… А дело меж тем происходит в благополучной Австралии и сюжет основан на реальной истории. Но и в России своих ублюдков хватает – их смачно выводит, к примеру, Василий Сигарев в своей несколько сырой картине «Жить», примечательной лишь отличной актерской работой Ольги Лапшиной.
Здесь чудеса…
Еще один мощный тренд - мистика. Сиротой казанской она раньше скромно жалась в уголочке, нынче же нахально полезла из всех щелей. В конкурсе интерес к потустороннему миру ярче всех демонстрируют «Последняя сказка Риты» и «Гольфстрим под айсбергом». Обе картины – просто арт-хаусные манифесты эзотерического толка. В первой Рената Литвинова, пользуясь паталого-анатомическим арсеналом, рассказывает очередную сказку о себе любимой и своих маргинальных подружках. Во второй роковая Лилит и ее сексапильные дочки, следуя легенде, жестоко расправляются с мужиками. Декаданс, спустя век, вдруг расцветает пышным цветом на нашем экране… Во внеконкурсной программе это, прежде всего, Лео Каракс и его «Holy motors» - лента-инсталляция, смутившая передовые умы минувшего Каннского фестиваля… Мистическими флюидами опутано действие и итальянской ленты «Присутствие великолепия» Ферзана Оцпетека: ее герой общается с призраками--актерами, которые живут в его новом старом доме. Тут, правда, в духе Пиранделло и Эдуардо де Филиппо не столько страшно, сколько смешно…
Все цвета радуги
Кстати, герой «Присутствия», успешный кондитер и неудачливый артист – гей, страдающий от безответной любви к случайному партнеру. Тут придется коснуться щекотливой темы нетрадиционных отношений. Их адепты населяют большинство фестивальных картин. Уж про ретроспективу Юньфаня или программу «Секс, еда, культура, смерть» просто промолчу, дабы не быть заподозренной в отсутствии толерантности и прочей гомофобии… Но все-таки эта мощная волна экзотичности и трепетности несколько утомляет, хотя и веселит….
Женский батальон
На фоне таких экспериментов со зрительским сознанием кристаллами светится кино внятное и простое вроде иранского «Взрослея вместе с ветром» - истории о юном пастухе, который не хочет всю жизнь пасти овец, а хочет учиться. И как Буратино, бегает в школу тайком от сурового отца. Впрочем, такое кино здесь исключение…
Понятно, что у ММКФ достаточно проблем. От помещения до идеологии. Уже навязли разговоры о необходимости своего Дворца фестивалей – Михалков уверяет, что дело сдвинулось с мертвой точки, Дворец через три года раскинется в Лужниках. Еще, по-моему, избыточно много программ, причем смысл некоторых абсолютно непонятен. В Берлине их меньше, а фильмов больше. Еще – жуткие цены на билеты. В Берлине вы заплатите 9 евро на любой сеанс, в Москве – 500-600 рублей. Слишком много и архивного кино, очень специфического.
Но главное: ММКФ все еще ищет свое лицо. Поиски самоидентификации продолжаются. Как Евразия соединяет все себе черты Запада и Востока, так и смотр пытается вобрать в себя эстетику западную и восточную. На этот раз победила западная – большинство награжденных лент, так или иначе, относятся к Западу.. Причем, мэтры вроде Иштвана Сабо пролетели над Москвой как фанера – все сливки сняли, по сути, дебютанты, точнее, дебютантки Тиндж Кришнан и Кения Маркес. Их кино не столь радикальное, почти семейное на фоне экранного беспредела. Герой «Отбросов» - больной на голову экс-солдат Фрэнк, тоскующий по утраченной семье. Героиня второй ленты «Срок годности» - чадолюбивая мать Рамона, разыскивающая без вести сгинувшего сына.
Но в полной мере все тренды воплотила в себе, как ни странно, «Орда» Прошкина – здесь все три слагаемые и три составные части успеха. Вот только «позитивным кино», о котором столько сейчас говорят, ленты-лауреаты назвать трудно…
КСТАТИ
На ММКФ-34 были аккредитованы 8513 человек, из них 3,5 тысяч – журналисты. На 470 сеансах было показано 382 фильма в 17 залах кинотеатра «Октябрь». Их посмотрели 60 тысяч зрителей (столько же и в прошлом году).