Кадр из фильма «Жить». / Фото: kinopoisk.ru

«Жить» или «нежить»?

Развлечения

Режиссер решил не оригинальничать и дал своей новой работе название, под которым известны как минимум пять интересных картин. Замечу что две из них сделали такие тонкие мастера, как Акиро Курасава и Чжан Имоу. Это не смутило модного исследователя черных пустот российской действительности (см. его предыдущий «Волчок», в котором маленькая девочка увлеченно играет на кладбище и висит непосильным грузом на шее мамы-хабалки). Сигарев предложил свой вариант драмы под позитивным названием, звучащим как насмешка над тотально несчастными героями.

По сути, «Жить» -  альманах из трех новелл, которые связаны лишь одной труднообъяснимой волей автора. Российская глубинка предстает во всей своей чернушной правде - с пьяными матерями, драками в электричках, нечленораздельными  девушками в безумных дредах, мертвыми девочками  и зашуганным мальчуганом, для которого родной дом хуже всякой тюрьмы.

Эти узнаваемые приметы можно бы ювелирно сплести в элегантное кружево и вызвать настоящий катарсис у зрителя, но Сигарев пошел своим путем. Он наспех испек несколько ударных эпизодов и предложил их публике в качестве фильма. То, что блюдо получилось сырое и малосъедобное, автора, обласканного фестивальными критиками, не очень-то волнует. Многие сцены сняты кое-как (например, когда мы видим двух девчушек на фоне колышащейся занавески - они якобы едут  в маршрутке), другие нуждаются в комментариях (вульгарная героиня Трояновой говорит так, как будто у нее во рту десяток камешков), некоторые сцены непомерно затянуты (например, в электричке или пробег обезумевшей матери)… Как курсовая или даже дипломная работа вгиковца, эти эпизоды вполне сойдут, но выдавать их за полноценное художественное высказывание, по меньшей мере, смешно, по большей - самонадеянно.

Впрочем, фильм явно рассчитан на фестивальную судьбу и кое-какие призы он уже заработал. Узким экраном пройдет и в прокате. Но в стране, которую автор так мрачно описывает, картину не увидят - обилие мата и насилия априори делает невозможной ее появление на телевизионном экране. Может, оно  и к лучшему? 

Но есть и две хорошие новости. Первая - Ольга Лапшина, почти гениально играющая роль несчастной матери. Вторая: музыка. Ее написал Павел Дадонов – мульти-инструменталист, гитарист Дельфина.

В остальном, «Жить» - даже не эксперимент художника, а, скорее, диагноз автору, зараженному вирусом провинциального сознания. Он видит мир только через этот узкий негативный объектив. И по-другому не хочет. Или не может?

 

 

 

amp-next-page separator