«Спящая красавица» вызвала резонанс
Конкурсная «Спящая красавица» («Bella Addormentata») – это четыре разные истории, объединенные темой эвтаназии. В основе – реальный случай, когда 38-летнюю Элюану Энгларо после 17 лет пребывания в коме родной отец решает отключить от аппарата поддержки жизнедеятельности (она впала в нее после автомобильной аварии). Этот случай разделил итальянское общество он два непримиримых лагеря. Сторонники эвтаназии требовали прекратить страдания бедной женщины. Яростные католики бурно протестовали. А смерть Элюаны в 2009 году стала загадкой – до сих пор неясно, была ли она естественной.
Именно эта история, где нет общей правды, вдохновила Марка Белоккио на создание картины, ставшей одной из сенсаций 69-го МКФ в Венеции. Автор вовсе не доказывает правоту той или иной точки зрения – он просто говорит, что есть такие вопросы, ответа на которые не знает никто. Он дает срез общества – от высших сенаторов-коррупционеров до несчастных воровок-наркоманок, от благородных врачей до циничных политиков, от радикальных католиков до великих актрис (в этой роли блистает Изабель Юппер). По сценарию она надеется на чудо у постели впавшей в кому дочери Розы. А вот ее сын готов пожертвовать сестрой ради материнской карьеры. Он пытается отключит аппарат искусственного дыхания, но только вмешательство отца спасает девочку.
Но лучшее, как известно, враг хорошего. И Белоккио здесь, утяжелив интригу параллельными сюжетами, сделал картину несколько трудной для восприятия – мы то и дело переключаемся с одной истории на другую и потом с трудом вспоминаем предыдущую.
На помощь приходит великолепная актерская команда. Она-то и вытягивает эту несколько искусственную конструкцию из болота хаоса. Итальянский кумир Тони Сервилло играет депутата Юлиано Беффарди – принимая новый закон, он идет против совести, и только любовь к дочери и к покойной жене, которой он сам позволил уйти из жизни, вызывает в нем духовное возрождение. Заодно мы видим все «прелести» закулисья сената и парламента, члены которого заняты лишь мелкими дрязгами и интригами. Интересы гражданского общества их интересуют в последнюю очередь...
Неужели в Италии эвтаназия - самая главная тема, спросите вы. И будете правы. Поскольку сюжет всех новелл крутится именно вокруг нее, создается впечатление, что это самая больная точка итальянского общества. На самом деле, это, конечно, не так. Но Белоккио сознательно сгущает краски.
- Я был вдохновлен на этот фильм тем эмоциональным взрывом, который вызвала в Италии очень долгая и очень публичная смерть Элюаны Энгларо, - говорит режиссер. – Я был шокирован реакцией итальянского народа, СМИ, политиков на эту историю. Все это противоречило моему собственному ощущению солидарности и сочувствия к отцу несчастной женщины. Но я понял, однако, что нельзя занимать ни одну из сторон конфликта. Так бы я утратил свою объективность и подмочил репутацию. Я знал, что время расширит мои горизонты, что я должен подождать. И я ждал два года, прежде чем начал работать над идеей фильма.
История Элюаны вобрала в себя остальные истории, взятые из моего католического детства, моей семьи, моих политических компромиссов, моих моральных принципов. Эта история наполнила их новым дыханием. Так складывалась драматическая структура фильма.
Без смерти Элианы «Спящая красавица» бы не проснулась, - продолжает Белоккио. - Хотя я дал право голоса всем сторонам, но все-таки не верю, что в искусстве возможен нейтралитет. Мой фильм искренен, он вне идеологии. Это как бы манифест. Я открываю все точки зрения. И я надеюсь, что темы фильма вызовут дискуссию в обществе и моя работа получит резонанс.
А пока на фестивале «Спяшая красавица» резонанс уже получила. Тому аргумент - четыре высших балла, четыре пятерки, поставленные критиками ведущих изданий мира, составляющих ежедневный рейтинг конкурсных фильмов. Это сразу вывело картину в число лидеров, поставило в один ряд с «Мастером» Андерсона и «Пьетой» Ким Ки Дука. Уже сейчас «Красавице» дружно прочат один из главных призов.
Возможно, его получит Изабель Юппер, сыгравшая отчаяние матери столь филигранно, что вызвала оглушительную овацию. На вопрос корреспондента «Вечерки» трудно ли актрисе играть великую актрису, Юппер улыбнулась и ответила, что это вопрос вкуса и меры. Главное тут – не стать карикатурой, изображая величие. А затем пожелала удачи всем читателям «Вечерней Москвы», оставив на память автограф.