Главный режиссер «Студии театрального искусства» Сергей Женовач. / Фото: «Вечерняя Москва», Петр Болховитинов

Частные театры отмечают юбилей

Развлечения

Дело в том, что до отмены театральной монополии на законных основаниях могли существовать лишь императорские театры. А с 1882 года, как грибы после дождя, начали возникать частные драматические предприятия, самым известным и прославленным из которых стал Московский художественный театр, после революции обретший статус государственного.

Увлечение частным театром, быстро ставшее повсеместным, в первые же послереволюционные годы свернули декретом о национализации театров. На долгие десятилетия само понятие антрепризы оказалось под запретом. 80-90-е годы, помимо других благ перестройки, вернули и ее – сначала как средство самореализации актеров, стремящихся играть как можно больше, в разных манерах и стилях; затем как источник не самого обременительного заработка.

И только в XXI веке частный театр, похоже, ступил на новую ступеньку. Появился новый частный театр – не антреприза, нацеленная на «чес», но классический репертуарный театр, исповедующий заветы Станиславского. Первому курсу Сергея Женовача, еще в стенах ГИТИСа, громко заявившему о себе повезло. Нашел меценат, подаривший молодой труппе театр и содержащий его, даже не афишируя собственного имени. Это кстати, отличает Студию театрального искусства от частных театров, создаваемых дореволюционными благотворителями. Те слишком уж активно вмешивались в художественную жизнь финансируемых ими коллективов.

- Для меня работа в частном театре – это, в первую очередь, возможность заниматься только тем, что интересно, и столько времени, сколько потребуется, - говорит актриса СТИ Катерина Васильева. - Плюс это работа в команде людей одной с тобой группы крови. Вы знаете, все мои друзья-актеры, работающие в государственных театрах, завидуют мне белой завистью.

Кстати, театральный дом СТИ, который меценат приобрел для «женовачей», тоже непрост. Это – здание любительского театра при бывшей золотоканительной фабрике К.С. Алексеева-Станиславского. Так традиция делает очередной виток: некогда МХТ Станиславского занял здание Театра Корша (ныне празднующего 130-летие), а теперь Студия Женовача наследует помещение Константина Сергеевича.

КОММЕНТАРИЙ

Елена Стрельцова, кандидат искусствоведения, автор книги «Частный театр в России»:

- Пример театра Сергея Женовача вселяет надежду, что современная русская антреприза начинает вспоминать свою родословную. Это значит, что отечественный частный театр имеет хорошую перспективу роста. 

 

amp-next-page separator