12 декабря. 16.50 Проспект Мира, МВЦ «Рабочий и колхозница». Одежда никогда не была главным атрибутом в изображении женщины. Формы решали все. Хотя они не всегда были 90–60–90 — таков вердикт трех полуграций: Людмилы, Дарьи и Айгуль (у полотна Владимира М / Фото: «Вечерняя Москва», Анна Иванцова

Венера советская. Обнаженная. С белой драпировкой.Без кувалды, перфоратора и отбойного молотка!

Развлечения

С робкой Дашей мы познакомились у скульптуры «Юность». Застенчивая и легко краснеющая девушка призналась: любит искусство современное, эпатирующее и инсталлирующее, которым изредка балует себя экспозициями на «Винзаводе». А тут увидела любопытный анонс.

И отчаянно боясь (первый раз!) пошла на выставку классического искусства:

— Понравилось. Я почувствовала себя совершенно раскрепощенно, как среди равных. Наверное, потому что я тоже женщина. Хотя все мы разные, загадочные существа. И в этом наша особенная прелесть. Спасибо мужчинам-художникам.

Им удалось передать влюбленность, восторг, преклонение.

Много разного внутри происходит, когда видишь этих женщин.

Роковая «Катька» Лебедева, самохваловская «Работница-строитель» — ее стопроцентный шарм заключен в крошечном белом беретике, воздушная герасимовская «Буфетчица».

Мы ходили от одного полотна к другому, замолкая и начиная говорить, перебивая друг друга. У полотна Василия Яковлева «Спор об искусстве» прямолинейность бизнесвумен Марии меня сразила: — Противоречивое впечатление у меня от выставки, девочки, — сказала она. Вот посмотрите, идеала у советской женщины не было — только всеобщее равенство. Мне бесконечно жаль, что мы отвергли что-то тонкое, красивое, что было в дамах Российской империи. Но, с другой стороны, таких женщин, как мы видели, помните, на плакате Дейнеки, не могло быть в царское время. С тяжелым подбородком, взглядом. Которая подстраивается под жизнь, под обстоятельства. Которая идеальна для своего времени. Потому что ей просто не позволено быть за мужчиной.

— Ну да, да, да, — перебила ее Даша, — еще моя бабушка говорила. Как за каменной стеной.

— Вот именно, — рубанула воздух рукой Мария. Она сама себе стена.

И защитница. Хорошо, здорово, что мы, современные женщины, это своеобразный синтез — советской и более ранней истории. Мы все-таки переосмыслили российский опыт истории, советский, от которого мы никуда не уйдем, как бы ни стремились это сделать.

В общем, никогда бы не подумала, что искусство может объединить таких разных женщин. Не сговариваясь, мы вышли вместе, зашли в кафе. И тяпнули по рюмке: за женщин, естественно!

Людмила Палей, экскурсовод МВЦ «Рабочий и колхозница»:

— Образ новой советской женщины многолик, как и жизнь. Были женщины богемного вида. Были труженицы. Но, несмотря на это, они оставались женщинами. Нельзя сказать, что художники Страны Советов создали некое единое существо на стройках социализма — советскую женщину. Это можно проследить по произведениям 20–30-х годов, представленных на выставке. Потому что после Великой Отечественной войны главной станет иная тема. Женщина будет выполнять за мужчину все его функции. Которые ей в общем-то по большому счету и не надо было делать. Но из истории ничего не выкинешь...

СПРАВКА

Выставка «Венера Советская» — проект Русского музея и МВО «Манеж». В экспозицию МВЦ «Рабочий и колхозница» вошло более 12 произведений живописи, графики и скульптуры. А также плакаты и фотографии.

amp-next-page separator