И помнит мир спасенный

Сикстинская Мадонна с советскими солдатами выкуплена для российской коллекции

Развлечения

Эта картина может поразить уже своими размерами - семь метров в длину и почти четыре в высоту. Но, конечно же, ее заслуга не в площади потраченного на нее холста. За отрез материи не стали бы проводить столько переговоров о небезвозмездном возвращении картины в Россию.

Языком искусствоведов, картина известного белорусского художника Мая Вольфовича Данцига «И помнит мир спасенный» (1985 год, холст, масло) - масштабное аллегорическое произведение. О масштабах мы уже сказали. Какая может быть аллегория в работе, написанной к 40-летию Победы и посвященной подвигу советского народа в Великой Отечественной войне? Более, чем неожиданная. На ней Европу олицетворяет Сикстинская Мадонна Рафаэля. Да и мощная кольцевая композиция отсылает зрителя к шедевру Рафаэля.

Ведь художественный стиль Мая Данцига разительно отличается от канонов идеологического искусства. Этот автор - эмоциональный художник-философ. В работе "И помнит мир спасенный" он представил спасение солдатами советских войск шедевров из собрания Дрезденской Галереи. Но сделал это в своей манере.

Как известно, во время Второй мировой войны Дрезден подвергся бомбардировке американской авиации, здание галереи было разрушено. Но ее художественные сокровища успели спрятать в специально оборудованном укрытии. Среди них была знаменитая Сикстинская Мадонна Рафаэля Санти.

Тоннель-хранилище обнаружили советские солдаты, они увидели, что многие полотна в плачевном состоянии. Их переправили в Москву и несколько лет реставрировали, а затем вернули Дрездену.

Об этом и рассказал Май Данциг, в его видении на полотне изображен момент «освобождения» Сикстинской Мадонны Рафаэля из туннеля. Она - центральная фигура. Вокруг нее солдаты советской армии. И так как Мадонна олицетворяет в понимании автора всю европейскую культуру и цивилизацию, то ее спасение приравнено к спасению Европы от тьмы и гнили - фашизма.

Изможденность солдат на картине - символ высокой цены за это освобождение.

И нагнетание красного цвета на полотне не стоит связывать с символичным цветом коммунизма. Это художественный стиль Данцига - на насыщенном красном держаться его композиции и внутренняя динамика картин.

amp-next-page separator