Фильм «Молодые и красивые» (Jeune & Jolie) француза Франсуа Озона до сих пор удерживает достаточно высокие рейтинги. / Фото: Официальный сайт Каннского кинофестиваля-2013

Франсуа Озон: Я по юности не ностальгирую…

Развлечения

Фильм «Молодые и красивые» (Jeune & Jolie) француза Франсуа Озона до сих пор удерживает достаточно высокие рейтинги, по мнению критиков из журнала Screen. Его версия «Дневной красавицы» Бунюэля (на этом фестивале вообще полно версий, интерпретаций и почти ремейков  - от Соррентино до Содерберга) получилась острой, провокационной, спорной.

«Плохиш» Озон снова расшевелил «скромное обаяние буржуазии», показав крайнюю степень отчуждения отцов и детей в благополучном европейском социуме, их крайнее равнодушие к внутреннему миру близких людей. Так, мать героини в его фильме даже не замечает, что дочь-подросток становится проституткой – причем не ради куска хлеба. Режиссера неспроста интересуют корни этого отнюдь не нового явления – тотальной черствости и отчуждения, которая наиболее остро проявляется именно в семье.

- Франсуа, но все-таки почему вас так привлекает подростковая сексуальность?

- Когда я начинал свою карьеру, мои первые фильмы тоже были о тинейджерах. И я хотел снова к этому вернуться и сделать фильм о подростковом периоде, о том, что люди часто совсем напрасно идеализируют это время.

Французское кино часто идеализирует юность, ностальгирует по нему. А вот у меня нет никакой ностальгии по этому периоду. Это был очень непростой период для меня. У меня сохранились довольно болезненные и сложные воспоминания о моей юности. Мне хотелось подойти к этой теме на расстоянии, чтобы посмотреть на нее с другой стороны.

- Но у вас получилась весьма шокирующая экстремальная история…

- А кино и должно быть экстремальным. Вы должны что-то подтолкнуть, потому что реальность интересна, когда она разная. Я знаю, что кое-кто совершенно шокирован этой идеей проституции. Но это у героини могло быть и что-то другое – анорексия, наркотики, суицид. Я просто хотел показать, что когда вы в этом возрасте, внутри у вас идет борьба. У вас внутри сидит какая-то жестокость, вы должны ее проявить, а как - не знаете. Для этой девушки - это идея секса и проституции. Я хотел показать, что она совершенно невинна потому, что не понимает всю опасность ситуации. Она думает, что она бессмертна, как все, когда им 17 лет. Вы ничего не боитесь и вам надо ускользнуть из семьи. В этой идее есть тайна, и она подталкивает к работе. Мы хотим знать, но в реальности мы не знаем даже близких людей.

Вот вроде нормальная семья, все в порядке. А позже вы узнаете, что их сын пытался совершить суицид. Почему? Я хотел показать публике ситуацию, над которой она бы задумалась бы.

- А вы знаете, что у мужчин и женщин  разная реакция на ваш фильм?

 - Я думаю, что женщины понимают это кино лучше, чем мужчины.  Я думаю, что мужчины боятся, думают: «Боже мой, оказывается, что в голове у женщин!». Но мне кажется, что женщины могут реально связать эту ситуацию со своими тайными фантазиями заняться проституцией. Я знаю, так многие думают. Это не значит, что они это делают, но само желание этой феминистской сексуальности очевидно.

- Вы обычно очень быстро снимаете – по одному фильму в год. Вы очень продуктивный режиссер по сравнению с другими.   Как вас хватает?

- У меня много друзей-режиссеров, которые говорят, что они мучаются, страдают, устают. Я не мучаюсь. Я больше страдаю здесь, в Каннах, раскручивая эту картину, делая промоушен. Если бы у меня была возможность делать два фильма в год – я бы делал! Если бы я мог работать в Голливуде 40-50-х годов, когда режиссеры были более свободны и не обязаны были  сами продвигать картину на рынок… Как бы мне хотелось так работать!

Но и сейчас, если честно, у меня нет никакого маркетингового плана. Я вне американской логики вещей в кино, которая больше промышленная, чем художественная.

- В Каннах вы были последний  раз десять лет назад с фильмом «Бассейн». Как вы сейчас себя здесь ощущаете?

- Просто отлично! Приятно представлять фильм, видеть это движение, массу прессы и поклонников… А быть в конкурсе -  уже особенная награда. После всего этого приз –  как вишенка на пирожном.

- Как вы нашли Марину Вакт, которая сыграла главную роль - Изабель?

 - Я сделал кастинг с большим количеством девушек от 16 до 20 лет. Многих пробовал. Марина показалась тонкой, неуловимой.. В ее глазах был какой-то свой внутренний мир. В ней жила тайна… Я дал ей сценарий, и она его прочитала. Мы побеседовали. У нее не было никакого киноопыта, она модель… Но, с другой стороны, то, что она пришла из модельного мира, и это помогло. Особенно для откровенных сцен. Актрисы ведь часто стыдятся стесняются постельных сцен, но Марина была свободна, естественна…

Вы и вправду считаете, что Интернет так опасен для молодых людей – ведь Изабель находит клиентов в сети?

- Но это реальность. Я ничего не утверждаю, но факт, что в Интернете легко устанавливаются близкие отношения. И так везде. Интернет может стать ловушкой, проблемой для молодых людей.

Но я не делаю моральных выводов. Это бессмысленно. Жизнь вообще опасная вещь. Но, какой бы серьезной ни была ситуация, надо жить дальше…  

5 ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ КАННСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

amp-next-page separator