Грезы, поэзия и немного глянца
По признанию директора музея Ирины Антоновой, о подобной экспозиции здесь мечтали уже 20 лет. И немудрено. Ведь в российских музеях работ прерафаэлитов попросту нет. Между тем, именно они создали первое британское художественное направление, добившееся мировой славы. Считают, что искусство прерафаэлитов оказало влияние не только на все последующие модернистские течения Европы, но даже и на английских хиппи и молодого Толкиена.
На выставку в Москву из музеев и частных коллекций Великобритании и США привезли более 80 работ, и среди них к счастью оказались почти все «программные» произведения прерафаэлитов. Например, «Христос в родительском доме» - шедевр Джона Миллеса, который он, однако, посчитал своей первой неудачей. Дело в том, что молодые живописцы, объединившиеся в братство в 1848 году, бунтовали против косности Королевской Академии художеств, и считали, что евангельские события следует изображать так, как будто бы они происходят не в отдаленном прошлом, а «здесь и сейчас». Прерафаэлиты писали свои картины с натуры, а в качестве моделей им чаще всего служили их родственники и друзья. Но стремление к простоте и естественности в изображении евангельских героев викторианское общество восприняло в штыки. Чарльз Диккенс, например, писал, что на картине «Христос в родительском доме» Иисус выглядит «отталкивающим, непоседливым, рыжеволосым мальчишкой-плаксой в ночной рубашке, который, кажется, только что вылез из соседней канавы». После этого Миллес надолго оставил религиозные сюжеты. А с Диккенсом он впоследствии подружился, ему даже позировала дочь писателя Кейт.
Впрочем, самым известным шедевром Джона Миллеса, наверное, стоит назвать «Офелию», которая тоже приехала на московскую выставку. Прерафаэлиты любили обращаться к литературным сюжетам, кстати, одного из них, Данте Габриэля Россетти, родители назвали в честь великого итальянского поэта. Именно любовница Россетти Элизабет Сиддал позировала его другу Миллесу для полотна «Офелия».«Представь себе, много часов провести в холодной ванне…» - перешептывались посетители выставки о Сиддал, так, как будто речь шла о современной супермодели. Кстати, картина «Офелия» и выглядит довольно «глянцево», и, кажется, так и просится на настенный календарь. Художник настолько увлекся изображением красот окружающей природы и наряда девушки, что страдания героини (да и модели, которая простудилась, позируя в плохо подогретой воде) явно отошли для него на второй план.
Впрочем, легким налетом глянца и некоторой «слащавостью» «грешат», и, в то же время, притягивают к себе многие работы прерафаэлитов. Надо сказать, что именно они создали новый идеал женской красоты, который впоследствии использовался многими модернистами. Особенно преуспел на этом поприще Данте Габриэль Россетти. Он создал целую галерею прекрасных дам, используя в качестве моделей своих любовниц и Элизабет Сиддал, с которой незадолго до ее очень ранней смерти тайно обвенчался. Женщины Россетти могут похвастаться пышными волосами и бюстом и крупными чертами лица; изображениями дам подобного типа, окруженных цветами и звездами, впоследствии прославился Альфонс Муха.
Между прочим, некоторые модели Россетти, он сам, а также его друзья-художники писали стихи. С их литературным наследием знакомит сборник «Поэтический мир прерафаэлитов», выпущенный специально к нынешней выставке. Кроме того, экспозицию, которая продлится три месяца, будет сопровождать обширная образовательная программа для детей и взрослых, которая включит в себя лекции, встречи-беседы с куратором, конкурсы и экскурсии.Выставка продлится до 22 сентября.