Кураторами выставки являются Марина Лошак и Ирина Коробьина. / Фото: Пресс-служба выставки на ВВЦ

История советских триумфов

Развлечения

Здесь вспоминают об участии СССР в международных выставках, начиная с 1925 и заканчивая 1970 годом. 

Известно, что каким бы ни было тяжелым положение внутри страны Советов, на свою презентационную политику она не скупилась никогда. И действительно, на иностранных смотрах весь мир рукоплескал архитектурной мысли Константина Мельникова и Бориса Иофана, художественным достижениям супрематистов Лазаря Лисицкого и Николая Суетина, а также мастерству советских скульпторов, кинематографистов и блестящих ремесленников, какими были, например,  вологодские кружевницы…   

Кураторы выставки Марина Лошак и Ирина Коробьина сделали все для того чтобы погружение в атмосферу прошедших эпох было наиболее полным. На выставке можно увидеть не только фотографии, чертежи архитекторов и макеты советских павильонов, но и уникальные кинокадры, скульптуру, живопись, книги, фарфор, и даже женские платья, созданные Надеждой Ламановой и Верой Мухиной. Ведь все эти предметы выставлялись в советских павильонах за рубежом. А одежда работы Ламановой и Мухиной получила гран-при на «Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности» в Париже в 1925 году.

В общей сложности для нынешней выставки, расположившейся на четырех этажах МВЦ «Рабочий и колхозница», были привлечены экспонаты из двух десятков частных и музейных собраний, среди которых  ГМИИ им. А.С. Пушкина, театральный Бахрушинский музей, Музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века», Мемориальный музей космонавтики, Центральный музей кино...

Особый интерес представляют не только экспонаты, но и сопроводительные тексты каждого зала, из которых посетители смогут почерпнуть для себя немало любопытных фактов. Например, тот, что после международной выставки 1937 года Франция отказалась принять в дар от советского правительства скульптуру «Рабочий и колхозница». А создатель павильона, на котором был установлен этот монумент, один из ведущих представителей сталинской архитектуры Борис Иофан в начале ХХ века несколько лет жил и работал в Италии, реализовал там ряд своих проектов и женился на дочери итальянского герцога Руффо и русской княгини Мещерской. Кстати, этому архитектору, создателю Дома на набережной и легендарного неосуществленного проекта Дворца советов (который должен был располагаться на месте Храма Христа Спасителя), на выставке посвящен отдельный зал.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марина Лошак, куратор выставки, арт-директор МВО «Манеж»:

- 90 процентов того, что мы здесь показываем, публика никогда еще не видела. Это материалы, извлеченные из частных собраний, музейных хранилищ, специально для нашей выставки. Тему истории советских павильонов еще никто никогда не поднимал. Единственное, что павильону 1937 года мы посвящали две выставки, здесь у нас и в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.

Мне кажется, наша выставка потрясающе интересна не только для специалиста, но и для самого простого зрителя, который для себя узнает много нового. Мы показываем очень доступный материал, дающий человеку возможность для исторических рефлексий, исторического, а не только художественного познания.

Выставка продлится до 18 августа

amp-next-page separator