Александр Панкратов-Чёрный в фильме «Зимний вечер в Гаграх» (1985) / Фото: kinopoisk.ru

5 самых ярких ролей Александра Панкратова-Чёрного

Развлечения

По предсказаниям, Александр должен был погибнуть в один день с Игорем Тальковым. Прорицательница Джуна объяснила: его спасла серебристая аура. 28 июня актер отмечает 64-ый день рождения.

Воспламенился от цирка

- Я люблю свое советское детство за то, что я родился в ссыльной деревне, где из развлечений было только кино два раза в неделю, - при нашей встрече рассказал артист. Четыре его деда в нескольких поколениях служили при царском дворе. Понятно, в какой опале была эта семья при пролетарском режиме. Поэтому фамилию сыновьям и дочерям мать Агриппина дала по первому мужу, от которого у нее не было детей.

Родители Саши были ссыльными в Алтайском крае. Его родина – деревня Конёво. Всё, что он там познал из культурной жизни – кинофильмы. А бабушка читала внукам уйму стихов. Саша многие из них запоминал наизусть. Однажды он побывал в цирке. Это из разряда: не было бы счастья, да несчастье помогло. Тогда руководитель СССР Никита Хрущев ввел налог на домашний скот. Бедные крестьяне не могли оплатить содержание своих кормильцев, со слезами пришлось расстаться с ними. Мать взяла в помощь Сашу и отправилась в соседнее село продавать Бурёнку. На вырученные деньги устроила сынишке праздник – повела в цирк. Представление очаровало мальчика, он задумал стать клоуном.

Дома он натянул трос, пытался по нему ходить. Потом жонглировал тремя камнями. Но разве это сравнить с виденным файер-шоу! Саша укрылся в сарае, намотал ветошь на куски проволоки, макнул в бензин и поджог. Новоявленный жонглер стал подкидывать факелы, один из них прочно засел в кровле низкого сарая, тот полыхнул и сгорел. Несостоявшийся циркач пострадал не от пожара, а от деда. Тот так популярно объяснил внуку, что огонь детям не игрушка, что Александр до сих пор не ходок в цирк, ни детей, ни внуков не водил. Его судьбой стало прежнее увлечение – кино.

О друзьях-товарищах

Семья переехала с Алтая в Кемеровскую область, и Александр стал заниматься в студии молодых поэтов. Пишет он до сих пор. Один сборник стихов он посвятил ушедшему другу Олегу Янковскому. С ним он был знаком с четырнадцати лет, когда после семилетки поступил в театральное училище.

В студенческой жизни пришлось хлебнуть всего и много. Саша голодал, порой жестоко. Приходилось кулаками отстаивать убеждения, с юных лет у него проткнуто легкое, надорваны ноздри, переломаны руки и ноги. Но всегда выкарабкивался более-менее благополучно. На съемках фильма «Горячая точка» в горах у Панкратова-Чёрного случился микроинфаркт. Только тогда он узнал, что ему нельзя находиться высоко над уровнем моря. Более того, врач сказала: повезло, что родился семимесячным; у таких людей сердце меньше, а стенки и сердечная сумка - толще.

Выжил Александр и 6 октября 1991 года. За три года до этого дня Павел Глоба сказал певцу Игорю Талькову и Панкратову-Чёрному, что тех не станет одновременно. Назвал дату и час. Игоря убили в предсказанное время. Александр тогда же попал в автомобильную аварию, но выжил. После Джуна пояснила: дата действительно была предначертана, но актёра спасла аура - некий серебряный шар.

Еще Александр дружил со знаменитой Лидией Смирновой. Он рассказал, что помнит ее озорницей до девяноста лет. После травмы она пользовалась инвалидной коляской, но духом не падала, даже в дом без бутылки не пускала Шурку, как она звала Панкратова-Чёрного.

Иронично-трогательные отношения Александра и Юрия Никулина показательны в такой истории. В честь Юрия Никулина назвали звезду. А тот оформил сертификат на имя Панкратова-Черного – подарил приятелю на своей звезде заветные для рожденных в СССР шесть соток. Александр припомнил, как для Геннадия Шпаликова перепечатывал сценарии. Шпаликов по бедности воровал на телеграфе бланки и писал на них.

Панкратов-Чёрный любит рассказывать о друзьях, не любит – о себе. Только и сказал: характер, мол, у меня сволочной – женился много раз. Но при том о своих женщинах вспоминал интеллигентно, с теплотой, даже сентиментально.

Ко дню рождения знаменитого артиста "Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку его лучших киноролей.

Стёпа, "Мы из джаза" (1983), режиссёр - Карен Шахназаров

Эту музыкальную картину посмотрели 17,1 миллионов зрителей — и она вошла в число пятнадцати самых кассовых в 1983 году. Одесса, годы НЭПа. Студента Костю Иванова (Игорь Скляр) за увлечение джазом, абсолютно чуждым большевистской идеологии, выгоняют из музыкального техникума. Но этот факт никак не влияет на желание Кости организовать собственный джаз-банд. Костя находит Стёпу (Александр Панкратов-Черный) и Жору (Николай Аверюшкин), играющих на банджо и барабанах, и они начинают репетировать. Несмотря на то что первый концерт заканчивается провалом, а второй ― приводом в милицию (молодые люди имели неосторожность выступить на юбилее преступного авторитета), группа не распадается… Панкратов-Чёрный до сих пор считает самой любимой именно эту роль.

[OBJ Отрывок из фильма "Мы из джаза" (1983)]

Аркадий Грачёв, "Зимний вечер в Гаграх" (1985), режиссёр - Карен Шахназаров

Мастер чечётки, кумир 1950-х годов Алексей Иванович Беглов, пережив свою славу, работает в эстрадном коллективе на должности репетитора, а блистают уже иные "звёзды". И вдруг всё меняется: к старому артисту словно возвращается молодость. Так подействовала на него встреча с несколько странным молодым человеком, который попросил Беглова научить его "бить чечётку". Молодого человека зовут Аркадий, он, бросив всё, приехал в Москву лишь с одной целью — прославиться, так как, по его мнению, время идёт, а у него великолепные данные.

В эту картину Панкратов-Черный попал почти случайно. В роли начинающего чечёточника должен был сниматься Игорь Скляр, ставший всенародно любимым после фильма "Мы из джаза", но тогда актёру пришлось выбирать между съемками и театром - и он выбрал театр. В результате азы степа пришлось познавать уже Панкратову-Чёрному.

[OBJ Отрывок из фильма "Зимний вечер в Гаграх" (1985)]

Главный редактор, "Курьер" (1986), режиссёр - Карен Шахназаров

Фильм времён перестройки, о молодёжи того времени. Картина задана как трагикомедия. Когда молодое и старшее поколение сталкивается друг с другом. В фильме два разных мира. На том же контрасте выстраивается и само кинематографическое повествование – чрезвычайно красочные, гомерически смешные отрывки, переполненные живым бытовым юмором, перемежаются с драматическими кусочками, короткими и резкими, как пощёчина, но неизменно пламенеющими, как область удара, и заставляющими крепко задуматься.

[OBJ Отрывок из фильма "Курьер" (1986)]

Геннадий, "Где находится нофелет?" (1987), режиссёр - Геральд Бежанов

Тихий, скромный, непьющий, умеющий починить все что угодно, но чрезвычайно робкий с дамами, Паша работает в женском коллективе. В один прекрасный день цыганка нагадала ему, что его ждёт новая встреча. В своих тихих мечтах о семейной жизни и детях он видит героиню в исполнении Валентины Теличкиной, с которой ездит в автобусе, а тут приезжает шустрый такой друг детства Гена, который пытается научить Пашу знакомиться с девушками при помощи универсального вопроса "Где находится нофелет?". Взяв его на вооружение, друзья отправляются на охоту.

[OBJ Отрывок из фильма "Где находится нофелет?" (1987)]

Стёпа Лиходеев, "Мастер и Маргарита" (2005), режиссёр - Владимир Бортко

С романом "Мастер и Маргарита" у актёра были давние взаимоотношения. Ещё Элем Климов много лет назад приглашал его на роль Бегемота и даже хотел снять черного котёнка Панкратова-Черного, предлагая нанять тому дрессировщика. Потом сценарий перехватил Юрий Кара, который в роли Бегемота также видел Александра Панкратова-Черного, но актёр отказался по принципиальным соображениям. И вот – сериал Бортко. Сначала ему предлагали роль Варенухи, которая показалась артисту излишне "кровавой", а затем уже и Лиходеева. На Лиходеева – как "на родного себе человека" - Панкратов-Чёрный тут же согласился.

[OBJ Трейлер телесериала "Мастер и Маргарита" (2005)]

7 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ Владимира Бортко

amp-next-page separator