Режиссер Михаил Угаров: «Чехов – это я, когда меня считали графоманом …»
Сценарий к картине по своей одноименной пьесе написала Елена Гремина. А известный драматург и театральный режиссер Михаил Угаров встал за камеру - это его дебют в полнометражном кино. Корреспондент «ВМ» встретился с режиссером на съемочной площадке в Никольском-Вяземском за пару дней до окончания съемок. Угаров заметно хромал, шагал, опираясь на палочку…
Михаил Юрьевич, что случилось? Вы пострадали на съемках?
- Нет, еще раньше. Я сломал ногу незадолго до начала съемок. Тем не менее, отменить съемки уже было нельзя.
Как вам в качестве кинорежиссера? Вы оказались готовы к этой роли?
- Это естественно для меня, я был готов к этому повороту. Но иногда, правда, все происходит не так, как я ожидал — но это лучше, чем мне представлялось. А если хуже — то я делаю замечания. Или начинаю ужасно кричать. Алишер (оператор Алишер Хамидходжаев – Н.Б.) знает: вопли раздаются страшные.
Шаг влево от текста – для актеров преступление?
- Есть ключевые, смысловые, сюжетообразующие слова. Они должны прозвучать при любых обстоятельствах. Конечно, я за них борюсь. Я ведь человек литературо-центричный. И когда мне объясняют, что кино это картинка - я кручу пальцем у виска. Потому что кино - это не только картинка. Это еще очень много привходящих элементов.
Вы взвалили на себя нелегкую ношу. Зачем вам это?
- Ну, уж не ради славы. Я не хочу снять так называемое «новое русское кино», чтобы все меня узнали. Я хочу снять эту историю максимально точно, правдиво, без выпячивания своего «эго».
Со школьных лет в нас внедрен образ Чехова как этакого вечного интеллигента в пенсне, сущее «блако штанах»…
- Увы, школьная программа лепит образ Чехова похожего не на реального человека, а на некоего господина в пенсне, деликатного в высшей степени. Такой мифический Антон Павлович был, скорее, мечтой советской интеллигенции об идеальном человеке. В школьную программу не входят его письма, в которых он резко, порой даже желчно оценивает ситуации, людей.
Главный герой – 25-летний Антон Чехов, тогда еще Чехонте, начинающий литератор. У вас естьс ним общее?
- Чехов — это я, когда мне было 25 лет, я работал завлитом театра и писал свои ранние произведения. В них никто не верил, все считали, что я графоман из провинции. Но смотрите, ведь братья Чеховы – это тоже провинциалы, «лимитчики», ростовские парни, которые «понаехали в Москву». Туда, где им было трудно обустроиться – другой ритм жизни, другой стиль, другая мода. Для наших героев это очень важно.
В 25 лет Антон еще никто. Он еще не знает, что он великий русский писатель. Если бы мы с вами это ему сказали – он бы захохотал в горло. Смешно!
Каким он был в жизни?
- Наверное, это самая закрытая фигура в русской литературе. Всех можно представить, но не его! Например, мы пытались представить его руки – и не могли! Можно представить руки классиков - Толстого, Горького, Блока, но не Чехова. Он как бы ускользает всегда… И многие его решения непонятны. Например, почему он расстался с Дуней Эфрос, которая его любила, и он ее любил.. Из-за чего? Я не понимаю. Но пусть этой тайной мучаются зрители…
- Как это жестоко! А если серьезно – для кого ваша картина? Ведь зритель ходит сейчас совсем на другое кино – с попкорном…
- Мне кажется, эта история понятна всем. Это семейная драма, мучительный выбор между заботой о близких и собственными интересами, который делает любой человек. Человеку, чтоб состояться, нужно чем-то жертвовать. Мне кажется, это нужное кино для нашей страны, для зрителя с нашей ментальностью. Но и для европейской аудитории тоже. Ведь Чехов – это мировая, а не только национальная классика.
Некоторые исследователи недавно заговорили об антисемитизме Чехова…
- Я прочитал почти все, что было написано Антоном Павловичем и не нашел никакого антисемитизма. Он ведь из Таганрога, где была большая еврейская община, уважаемая и богатая. Не стоит цепляться к каким-то выражениям, вырванным из контекста, из долгой истории взаимоотношений. К идейному антисемитизму это отношения не имеет.
Почему все-таки вы решили снимать именно в легендарном Никольском-Вяземском?
- Мы здесь не впервые. Раньше мы здесь проводили драматургические и режиссерские семинары. По десять дней. Тоже летом, в июле… Продюсер Лиза Антонова одобрила выбор. Рядом - Ясная поляна, Спасское-Лутовиново, Бежин луг, Мелихово… И мы решили снимать здесь. Ведь природа - одно из действующих лиц фильма. И эти выразительные места дают такую возможность.
Но усадьбу Толстых вы явно изменили…
- Да. Из аляповатого туристического наша художница Мария Утробина, любимая ученица Шейнциса, сделала благородную усадьбу Х1Х века… Нам многое разрешили, спасибо дирекции
Говорят, у вас в группе сухой закон?
- Да, мы его соблюдаем. Ведь у нас 12-часовой рабочий день. А потом - репетиции с кем-то из актеров. После этого падаем замертво от усталости…
Егор Корешков, который играет Антона, очень похож на Чехова…
- Не это главное. А наше с ним взаимопонимание, общее понимание актерской профессии. Несмотря на возраст, он серьезный артист, уже сыграл Арбенина в театре. И хотя боится, но не трусит.
Вы нашли ответ на вопрос, кто же он такой - мистер Чехов?
- Ищем. Мы ведь еще снимаем и фильм о фильме. В нем будут размышления, споры на тему «Кто же такой Чехов?». Ведь он по-прежнему остается самым таинственным русским писателем своего времени.
СПРАВКА «ВМ»
Михаил Угаров — российский драматург, режиссёр и сценарист, один из организаторов фестиваля молодой драматургии «Любимовка», худрук «Театра. DOC», худрук «Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина», идеолог движения «Новая драма» родился 23 января 1956 года в Архангельске. Учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Работал на телевидении: автор сценариев для сериалов «Петербургские тайны» и «Дневник убийцы» (в соавторстве, режиссёр Кирилл Серебренников). Публиковал пьесы в драматургических альманахах и журналах. C 2009 года ведёт направление «Документальный театр» образовательной программы «Творческий менеджмент и режиссура документального кино и документального театра» в Высшей школе журналистики НИУ ВШЭ. Поставил ряд спектаклей в Центре драматургии и режиссуры, «Театре DOC», МХТ им.Чехова и др. московских театрах. Сценарист ряда фильмов («Рагин», «Северный сфинкс» и др.). Лауреат ряда премий и фестивалей, в том числе «Золотая маска (2010 год, за спектакль «Жизнь удалась»).