В Московском театре «Школа современной пьесы» состоялся сбор труппы / Фото: Пресс-центр театра «Школа современной пьесы»

Ирина Алферова: «Нельзя заставлять людей страдать…»

Развлечения

Предстоящий сезон – юбилейный. 27 марта «Школа» отпразднует свое 25-летие. Планируется много чего интересного: новые спектакли, вечера, фестиваль Булата Окуджавы, концерты, фильм о театре, класс молодой режиссуры…

Среди радостных актерских лиц на сборе труппы корреспондент «Вечерки» заметил стройную загорелую блондинку в брючном костюме кремового цвета - Ирина Алферова снова в Москве! Мы попросили звезду поделиться своим настроением накануне юбилейного 25-го сезона.

- Ирина Ивановна, чего вы ждете от нового сезона?

- Если честно – ничего не жду. Я всегда самостоятельно выстраиваю свою жизнь. Ни на кого не надеюсь. И не обольщаюсь.

- Как вы относитесь к театру «Школа современной пьесы»?

- Я-то к театру хорошо отношусь, а он ко мне … как-то странно… В новом сезоне для меня ролей не нашлось. Театр без меня как-то обошелся…

- Но вы играете в таких хороших спектаклях…

- Да, у меня здесь хорошие спектакли, но все-таки хотелось бы …шедевра. Сыграть такой персонаж, который бы отвечал моим взглядам, тому, во что я верю, куда я могу зрителей повести и научить. Я не так давно поняла, что в любом возрасте люди нуждаются не только в душевном тепле, но и в открытиях… Хотелось бы, чтобы это было в роли…

- А какой спектакль у вас здесь самый любимый?

- В прошлом сезоне у меня здесь случился спектакль «Ночь с незнакомцем». Как я считаю, лучший мой спектакль здесь. Очень тонкий, интеллигентный… Актеры там замечательные…Я его все время переделываю, он живой. Там внутри так все интересно – настолько сама пьеса фантастичная, столько наворотов. Мы пытаемся это все сделать более правдиво. Главное – не скучно!

- Вам хотелось бы еще больше работы?

- На самом деле это сложно. Не так много сил осталось у меня. К тому же с ролями сложно вообще. Пьесы в основном пишут мужчины. И пишут про свои проблемы. А если пишет женщина – то очень по-женски. Не очень сильно…

- В каком жанре вам больше нравится работать? В комедии? Драме?

- Нет, в комедии – точно нет. Я не люблю комедии – ни смотреть, ни играть в них. Если случится попасть на шедевр – то да, посмеюсь. Но вообще мне интересны какие-то философские мелодрамы. В крайнем случае – трагедии. Но чтобы люди и в трагедии не очень страдали, я бы нашла какой-то выход в конце спектакля. Нельзя их оставлять наедине с трагедией. Но только не социальная тема – мне не надо историй про коммуналку. Зрителей жалко. Они приходят в театр за свои деньги и окунаются в то, что видят на каждом углу.

- Но у вас есть прекрасный выход – играть в антрепризе…

- Да, и я это очень люблю. Там можно выбирать. И пьесу. И партнера. И режиссера. Мне через день предлагают пьесы. Я очень редко соглашаюсь. Обычно не соглашаюсь. Но там можно выбрать команду, какую хочешь. И почти всегда в антрепризе в идеале все актеры на своих местах. И в этом, конечно, свое наслаждение.

В прошлом году я выпустила спектакль «Сильвия» с Иваром Калниньшем. Мы давно знакомы, но вместе никогда раньше не работали. И работать с ним оказалось очень интересно. Он такой счастливый был на сцене, его просто выгнать оттуда нельзя было… Кстати, я потребовала тогда, чтобы режиссера нашли молодого и талантливого – и ведь нашли!

- На такую пару – Алферова-Калниньшь – нельзя не пойти!

- Там много и других замечательных молодых артистов играет. Но главное… Так хочется сыграть про любовь. Так это важно… А когда нет партнера, то и не сыграешь. Даже если это очень хороший артист. Но он тебе не пара биологически. Ничего не поделаешь. В этом случае зритель не поверит… С Иваром все сложилось.

- Ирина Ивановна, вы так требовательны… Но что-то вам же нравится в современной драматургии?

- Недавно мне прислали из Парижа почитать семь пьес. Две из них я читала всю ночь. Не могла заснуть. Очень хорошие. И перевод замечательный. Но они, к сожалению, на двух героев написаны: мужчина и женщина. Или женщина и женщина. Это немного сложно. Зритель хочет больше героев. Такие спектакли надо играть не очень часто, они тяжелые… Надо все время быть на сцене… Я знаю, что это такое. Я играла в спектакле «Пришел мужчина к женщине». Это тяжело чисто физически, часто это играть нельзя…

- Вы часто отказываетесь от съемок?

- У меня составлен график на полгода вперед, до января. И когда поступают даже интересные предложения, приходится отказываться. Вот недавно мне предложили роль в кино, которая мне очень понравилась, а я не смогла согласиться – уже отдала это время. У меня в сентябре нет ни одного свободного дня! Раньше можно было днем сниматься в кино, а вечером играть в спектакле. Сейчас так не получится. Двенадцатичасовой рабочий день, плотно забитый.

- Но отдыхать-то удается?

- В этом году все лето отдыхала! Везде побывала! Навестила детей в Сицилии – там они снимают дом на все лето. Меня они семь лет уговаривали – я все отказывалась. И зря. Отдохнула как никогда. Дом прямо над морем. Выходишь в восемь утра и заплываешь… такой замечательный отдых… Потом там другие продукты – рыба, сыр, хлеб… Дети всех там знают, говорят по-итальянски, все их любят… Каждое утро они едут за свежей едой…

- Результат налицо – выглядите вы, Ирина Ивановна, просто фантастически! Ходячая реклама отдыха в Италии!

- Да, особенно после операции!

- ???

- Три дня назад мне вырезали из ноги мое «железо» (поднимает брючину и показывает на щиколотке маленький пластырь). Надеюсь, что сейчас все будет хорошо. Ведь я много танцую в антрепризе … Там у меня такие красивые джазовые импровизации! Зрители даже встают, когда я танцую!

 

amp-next-page separator