Самый известный роман Грасса, «Жестяной барабан», не утрачивает своей актуальности по сей день / Фото: wikipedia.org

Луковица памяти: 7 литературных шедевров Гюнтера Грасса

Развлечения

Грасс родился в 1927 году в Вольном городе Данциге (ныне Гданьск). В 15 лет Гюнтер, как и большинство его сверстников, был членом гитлерюгенда. В октябре 1944 года он был зачислен в танковую дивизию "Ваффен-СС". В автобиографической книге "Луковица памяти" (2006) он заявил, что не совершал военных преступлений и не сделал ни одного выстрела, однако его признание вызвало резкую волну критики. В 1945 году он был ранен и попал в американский плен. По словам писателя, в то время его возмущали "цинизм военного командования, партийные бонзы, отлынивающие от фронта, а также плохое снабжение". "Кроме умения убивать с помощью военной техники я выучился двум вещам: узнал, что такое страх, и понял, что остался в живых лишь по чистой случайности, - два урока, которые не забыты до сих пор...", - писал он.

В 1947 году, освободившись из плена, Грасс отправился в Дюссельдорф, где получил профессию каменотёса. Позже он окончил Дюссельдорфскую академию искусств и Берлинскую высшую школу изобразительных искусств, занимался графикой и скульптурой, а также делал свои первые шаги в литературе. В 1956 году вышел его первый сборник стихов "Преимущества гончих кур", после чего он переключился на прозу. Изданный в 1959 году "Жестяной барабан" завоевал большой успех у критиков и читателей. 20 лет спустя роман был экранизирован режиссёром Фолькером Шлёндорфом – картина получила "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля и "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке.

За "Жестяным барабаном" последовали ещё два романа: "Кошки-мышки" (1961) и "Собачьи годы" (1963), которые вошли в так называемую "Данцигскую трилогию". За свою долгую карьеру писатель выпустил ещё 13 повестей и романов, последний из которых, "Слова Гримм", датирован 2010 годом. В 1999 году Грасс стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию обзор самых известных произведений писателя.

"Жестяной барабан" (1959)

История мальчика, появившегося на свет с невыносимым отвращением к окружающему миру. В три года он перестаёт расти в знак протеста против непривлекательной жизни взрослых - с жизнью его примиряет только игрушечный барабан. Аллегоричная и поэтичная версия истории становления национал-социализма в Германии стала одним из самых мощных антифашистких заявлений, не утрачивающих своей актуальности по сей день.

"Под местным наркозом" (1969)

Перед глазами героя, сидящего в кресле дантиста, проходит жизнь целого поколения. Все центральные персонажи этой истории – учитель Штаруш и его коллега Ирмгард Зайферт, ученик Шербаум и его подружка анархистка Веро – живут как бы в атмосфере кривых зеркал; взрослые смотрят в глаза юных, юные – в глаза взрослых, но и те и другие видят лишь искажённую картинку. События романа разворачиваются на фоне индустриального пейзажа, описанного настолько лирично и тонко, будто речь идёт о пасторальном сюжете.

"Из дневника улитки" (1972)

Эта книга немного о войне, немного о политике, немного о самом Грассе. Обрывочные мысли выстроены в виде диалогов писателя со своими детьми, которым он пытается рассказать историю одного чудака, любителя улиток. Роман похож на словесную импровизацию, живой, постоянно меняющийся поток сознания.

"Моё столетие" (1999)

Роман в ста рассказах, сюжет каждого из которых тем или иным образом связан с историческими датами. На страницах книги Грасс отразил различные события как истории Германии, так и мировой истории, а также их восприятие с точки зрения рядовых граждан.

"Траектория краба" (2002)

Отправной точкой для романа стал реальный исторический эпизод – в этой книге Грасс анализирует события, имевшие место быть 30 января 1945 года, когда советская подводная лодка потопила корабль "Вильгельм Густлофф". Родители писателя пережили войну в Данциге и он на протяжении двух лет ничего не знал о их судьбе, думая, что они погибли на "Вильгельме Густлоффе". Дело в том, что на торпедированном корабле находились не только моряки-подводники и расчёты зенитных установок, но и несколько тысяч беженцев - мирных жителей, спасавшихся от наступающих советских войск.

"Луковица памяти" (2006)

Книга мемуаров охватывает период с 1 сентября 1939 года, когда началась мировая война, до 1959 года, когда вышел роман "Жестяной барабан". В романе причудливым образом сплелись реальные факты из жизни писателя и апокрифические эпизоды (например, совместное выступление Гюнтера Грасса и Луи Армстронга или игра в кости с Йозефом Ратцингером во время совместного пребывания в американском лагере для военнопленных). Несмотря на бурную общественную реакцию, литературный редактор газеты "FAZ" Хуберт Шпигель назвал "Луковицу памяти" величайшей и важнейшей книгой Грасса со времён "Данцигской трилогии".

"То, что должно быть сказано" (2012)

Поэтические произведения для Грасса не в новинку – с них начиналась его творчество. Но только "То, что должно быть сказано" получило действительно сильный отклик. В опубликованном в "Зюддойче цайтунг" стихотворении писатель обвинил Израиль в подготовке войны против Ирана, а Запад - в лицемерии и двойных стандартах по отношению к распространению ядерного оружия на Ближнем Востоке. Грасс напомнил, что у самого Израиля имеется созданное в тайне ядерное оружие. Ведущие немецкие и западные СМИ обвинили писателя в антисемитизме, а правительство Израиля запретило ему въезд в страну. Формальным поводом для этого решения стала служба Грасса в СС - по законам Израиля это является пособничеством нацизму и основанием для отказа во въездной визе. Писатель пояснил, что к стране в целом он испытывает глубокую симпатию и его ошибка состоит в том, что он писал про весь Израиль, а не про нынешнее израильское правительство. Таким образом он призвал международное сообщество контролировать обе стороны конфликта.

amp-next-page separator