Тамара Семина. / Агентство «Фото »ИТАР-ТАСС"

Тамара Семина: «Я - неправильная артистка»

Развлечения

Вы когда-нибудь слышали, чтобы актриса, утвержденная на главную роль, отказывалась от нее в пользу своих подруг и коллег по цеху? А Тамара Семина не просто отказывалась, а умоляла взять вместо себя другую актрису. Сегодня удивительная актриса отмечает юбилей.

Так, вместо нее в фильмах «Журавушка», «Донская повесть» и «Угрюм-река» играла Людмила Чурсина, а красавицей-поварихой в «Стряпухе» стала Светлана Светличная. А еще Тамара Семина отказалась от огромного гонорара, который ей предлагали за съемки в Германии, предложив вместо себя Ларису Лужину.

- Тамара Петровна, вы столько ролей раздали, не жалеете об этом?

- Я люблю делать хорошие подарки. В результате моих подарков у людей просто судьбы сложились, они стали звездами (смеется). В свое время я ходила в генеральную дирекцию, к начальнику актерского отдела и умоляла, чтобы вместо меня играла другая актриса. Из всех только Эллочка Некрасова и Изольда Извицкая сказали мне спасибо, а остальные сделали вид, что не знали об этом! Меня это так забавляет - потрясающе! И я до сих пор дарю роли. Недавно подарила одной актрисе сорок серий, другой – шестнадцать. Мне говорят: остановись! А я думаю: у меня есть немножечко, пускай они сыграют.

- Я видел вас на сцене и знаю, что вы прекрасная театральная актриса, а ведь не каждая киноактриса добивается успеха на подмостках…

- Конечно. Надо сказать, что после первой серии «Воскресения» меня наперебой приглашали во МХАТ и в Малый театр, причем очень настойчиво. Были встречи с руководством, но я сказала, что у меня впереди вторая серия, и я не хочу быть в театре перелетной птичкой. Если я и приду в театр, то для стабильной работы в нем.

- Вам не хотелось распыляться на разные проекты, как это сейчас делает театральная молодежь?

- И я полагаю, что вы видите результаты этого. Очень обидно, что так низко упала планка актерской игры. Где эти молодые таланты? Кроме симпатичных мордашек у них нет ни ума, ни сердца, ни глубины, ничего. А свежесть и молодость, увы, очень быстро уходят. Они называют себя великими, все они гениальные, Бог знает какого полета. «Ах, я сыграл, ах, я сыграла» - но никто ничего не играет. Для них главное - появление на экране. Я называю это - фотографироваться. Нет, я даже в молодости никогда не распылялась, я если играю роль, то играю. И вероятно, поэтому до сих пор «живы» моя Катюша, моя Анфиса, та же крепостная актриса. До сих пор идут и «Расскажи мне о себе», и « Ксения», и «Коллеги», и «Чистые пруды», и «Человек, которого я люблю», и много-много других картин, чего их перечислять. Слава Богу, та жизнь была очень богатой на хорошие роли. Сейчас же я очень тщательно выбираю, за что браться.

- Но предложения-то есть?

- Предложений много. Я одно время даже говорила: «Боже мой, лучше бы мне ничего не предлагали». Клянусь! Актеры часто жалуются: «Ах, мы забыты, ах, нам никто ничего не предлагает, ах, мы невостребованные режиссурой». Я же говорю: «Это они мною невостребованные. И, пожалуйста, применительно ко мне не произносите это слово. Когда я сочту нужным, тогда я соглашусь». В этом году у меня целых четыре роли на экране. Три небольшие - по две- четыре серии, а одна очень «волнительная» – есть такое дурацкое слово. Я получила роскошное предложение от режиссера Олега Газе сниматься в его фильме «Линия Марты», там прекрасный актерский ансамбль, звездный-презвездный. Вероятно, где-то в декабре она выйдет на экраны…

- Это большое кино или сериал?

- Это будет, и большое кино, и четыре телевизионных серии.

- И вы, конечно, играете Марту?

- Марту играют несколько актрис, всех нас объединяет одно имя и одна судьба. В юности все они любили одного молодого человека, его звали Юрий. Дальше рассказывать не буду, а то будет неинтересно смотреть. Группа была очаровательная, творческая, великолепная. И актерская молодежь замечательная, и операторы, и звукооператоры, и сам режиссер, и костюмеры. А водители, какие, Боже мой! Мне вообще везет на водителей. Мне до сих пор звонят водители, которые меня возили много лет назад, в том числе из других городов - из Екатеринбурга, Петербурга… Монтажеры звонят, художники по костюмам, гримеры. Мне даже звонит моя гримерша, работавшая на «Двух Федорах» - это был мой первый фильм 1957 года. Она звонит и говорит: «Паразитка, столько актеров через мои руки прошли, а одна ты в сердце, одна ты».

- Я знаю, что самой любимой вашей работой была и остается Катюша Маслова из «Воскресения». А какая роль - самая жуткая?

- По тяжести и по обидам, которые мне нанесли после выхода картины, - это, конечно, «Матерь человеческая». Чурбанов, которого совсем недавно не стало, после выхода этой картины написал в газете, что актриса совершила не только актерский, но и гражданский подвиг. Потому что я всю зиму босиком ходила, купалась в ноябре в Дону. И автор сценария Закруткин Виталий Александрович, когда посмотрел фильм, сказал: «Тамара, дорогая, что ты со мной сделала? Все, Ленинская премия гарантирована». Но Герасимов отнял премию, сказал, мол, она молоденькая, надо фильму «У озера» дать. За фильм «Вечный зов» мне обещали Государственную премию и тоже не дали. Мол, у нее хороший характер, она не обидится. Я сказала: пошли все на фиг! Спасибо Ларисе Шепитько, с которой мы вместе жили в общежитии. У нее было любимое выражение – «скудеющие остатки юмора». Я взяла его себе на вооружение. На этом я и держусь все 75 лет, на остатках юмора, иначе бы повесилась, утопилась, и не знаю, что сделала. Невозможное совершенно в этой стране отношение к человеку, к актрисе – невозможное!

- Знаете, меня восхищает ваш жизненный настрой, в вас есть азарт, хороший актерский кураж, драйв…

- Благодарю вас. Конечно, и я претерпеваю разные передряги, и мне бывает не так радостно, но я очень умело все это скрываю. Про меня говорят: «У нее никаких проблем, она такая веселая, всегда в прекрасной форме». Я говорю: «Да, я в прекрасной форме, я готова к работе все 24 часа в сутки. Скажите мне: мотор! И я тут же сыграю все, что надо». Жизнь такая короткая, что глупо проводить ее в жалобах и стенаниях: ах, я такая-растакая, мне все не то предлагают... Толку-то плакаться, что от этого изменится? Поэтому я всегда все в жизни делаю наоборот.

- Документальный фильм к вашему юбилею, подготовленный каналом «ТВ Центр», так и называется: «Тамара Семина. Все наоборот»…

- Да, кстати, и на съемочной площадке то же самое. Бывает, я играю какую-нибудь драматическую роль, вся в слезах, а в перерыве всех развлекаю – анекдотами, какими-то байками. Я люблю, когда съемочная группа в веселом настроении, когда на площадке праздничная атмосфера. А перед началом съемки говорю всем: «Только вы, пожалуйста, не расстраивайтесь». Иду в кадр и перед камерой снова плачу, рыдаю... Но люди все равно переживают. Бывает, операторы так увлекаются моей игрой, что роняют камеру, забывают про свою работу: «Ой, Тамара, я давно уже должен сказать «стоп». Уже и крупный план проехал, и одни глаза, а я все еду-еду-еду…» Вот как я притягиваю к себе.

- Если бы я попросил вас провести экскурсию по теме «Москва Тамары Семиной», куда бы мы направились в первую очередь?

- В Москве много таких мест: Екатерининский парк очень люблю, своих уточек, скворцов обожаю, сейчас время расставаться с этими говорунами, с этими дразнилками! Как они передразнивают, как подражают всем - это что-то! К сожалению, почти не осталось не моих, а наших с Володей любимых уголков. (Владимир Прокофьев ушел из жизни 28 сентября 2005 года после тяжелой болезни. Тамара Семина провела у постели больного мужа 17 лет! - И.Л.). Наш любимый маршрут начинался от речки Истры, где мы катались на лодке, а потом выходили в Москва-реку и плыли по ней. Наши любимые места - Нескучный сад, который мы обожали, Парк Горького, Коломна. Ну, и Арбат, куда же без Арбата? Там и Дом актера, и театр Вахтангова, и памятник Булату Шалвовичу, моему дорогому учителю. Я часто там бываю, говорю: привет, опять пришла ваша ученица.

- Правда, что Новый год - ваш любимый праздник?

- Конечно. Для меня сам факт встречи Нового года - совершенно невероятный подарок. Я радуюсь каждому новому году, хочу, чтобы их было много-много. И вообще ничего не хочу так сильно, как много новых годов. А какими уж они будут – это зависит и от нас, и от не зависящих от нас обстоятельств, в которых мы будем лавировать.

- Если бы вы встретили Деда Мороза, что бы вы попросите у него?

- Я бы спросила его: как вы сами считаете, что мне сейчас необходимо? Он бы подумал и сказал: вот это. Или дал бы мне оплеухина. Я бы, конечно, спросила: за что? А он бы мне сказал: «Подумай, хорошенько, что ты не так сделала в прошлом году». Я бы стала думать, и ничего бы не придумала. Потому что кроме добрых дел я ничего не совершала. Но, как говорится, прости нас за прегрешения вольные и невольные, может, я добрым словом кого-нибудь обидела, – не знаю.

- Он, конечно, простил бы вас, ведь он добрый старик…

- Все верят в то, что он добрый-предобрый, но я полагаю, что кроме доброты, он еще и справедливый.

- Тамара Петровна, а какой подарок вы бы хотели получить к своему юбилею?

- Никакой. Я неправильная артистка, не люблю этих мельканий, поздравлений, вечеров, которые все устраивают. Чем мельче актеры, тем чаще они устраивают так называемые творческие вечера. И собирают ото всех дань – подарки. Я не хочу ничего делать. Когда мне было 65 лет, чужие люди устроили мой юбилей. Я была так поражена! А у меня на руках больной-пребольной муж. Я говорила: не надо ничего, а они: не волнуйтесь, от вас только требуется составить список гостей. У них ко мне была единственная просьба – чтобы присутствовало не более трехсот человек. И все мои друзья пришли, и Вайнер был еще жив, и Весник, который вообще ни к кому не ходил. Когда из надувных шариков составили цифру - 65, Люся Хитяева сказала: какие 65 лет, вы что? Ей 25! Я устроила праздник для своих, потому что единственное, что я могу подарить людям - это радость.

 

amp-next-page separator