«Оттепель» - в разных ракурсах и красках

Развлечения

…Под «оттепелью» здесь имеется в виду, понятно, не новый телесериал Валерия Тодоровского, а период в отечественной истории: начало 60-х, когда самые различные жанры и формы советского искусства обрели новый, незнакомый и уверенный голос. Как известно, художники не остались в стороне от этих процессов – скорее наоборот: именно они стали во многом выразителями нового времени, поскольку «оттепель» в политике принесла в их искусство новые краски и сюжеты, линии, темы и мышление.

Виктор Попков всегда стоял несколько особняком в этом ряду – несмотря на ярко выраженное творческое новаторство, он был достаточно активно востребован при жизни, выставлялся в известных галереях. Вот и сегодня он широко известен не только в России, но и за рубежом. Так, нынешней осенью при поддержке московского Арт-Фонда семьи Филатовых в Лондоне вышло в свет на английском языке богато иллюстрированное издание – собрание работ В. Попкова, а также очерк его жизни и творческого пути (о чем уже писала ВМ)…

Ретроспективу живописных работ выдающегося художника-шестидесятника в Москве представит Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Нынешняя экспозиция в Академии художеств тоже имеет международное значение – из Москвы выставка направится в Венецию, а затем – в Лондон.

В эксклюзивном интервью нашему корреспонденту генеральный директор РОСИЗО искусствовед Зельфира Трегулова рассказала о своеобразии этой выставки, а также об особом значении творчества В. Попкова в российском изобразительном искусстве – и не только:

- Как известно, творчество Виктора Попкова занимает особое место среди российских художников «сурового стиля», работавших в советское время…

- Точка отсчета «сурового стиля» - «Геологи» Павла Никонова, и эта картина очень сильно отличается от «Строителей Братска», главной работы Попкова, ассоциирующейся с «суровым стилем». Это чувствовалось всегда – но раньше на уровне интуиции, а теперь, зная те работы, которые долгие годы хранились в семье художника (часть из них находятся в Арт-фонде семьи Филатовых, и мы их показываем на выставке) можно точно понять, что Виктор Попков был другим. Это был художник, глубоко переживавший внутреннюю драму человеческого существования. Для него «большой сюжет», каким является, в частности, тема Братска – главной стройки оттепельной поры, также становится поводом для серьезных размышлений о героике современности и ее цене. Достаточно посмотреть на картину «Он им не завидует», созданную в то же время, чтобы понять, что по- настоящему волновало художника и что заставило его сделать фоном картины глухую черную бездну…

- Чем лично для вас как эксперта- искусствоведа в первую очередь интересно творчество Виктора Попкова?

- Именно этим – внутренним нервом, неоднозначностью, скрытым глубинным смыслом. Это был, художник абсолютно экзистенциального типа, - только мы, непосредственные свидетели появления на всесоюзных выставках его лучших работ, да, впрочем, и власти, и критика не совсем это осознавали. На самом деле, даже в его картинах, привязанных к современному сюжету, всегда было нечто глубоко общечеловеческое, нечто, что на самом деле плохо вязалось с современной художнику идеологией.

- Какие работы Виктора Попкова вы особенно отличаете ?

- Почти все эти работы на выставке. Мая самая любимая – «Работа окончена» из Государственного Русского музея. Здесь невероятно точно передано ощущение абсолютной опустошенности художника после завершения акта творения, сон - забытье, почти переходящий в смерть. Эта картина отличается невероятной свободой исполнения, в ней много планов и смыслов, и она исключительна по своим чисто живописным достоинствам, - не взирая на то, что почти монохромна.

- Какие факты биографии художника представляются вам особенно примечательными?

- Наверное, его нелепая смерть, о которой много говорили тогда, в 1974 году, - смерть от прямого выстрела инкассатора. Но для меня это не просто факт биографии: по моему глубокому убеждению, Виктор Попков был столь сильно одержим мыслью о бренности человеческого бытия, о разобщенности людей, даже, казалось бы, самых близких, столь остро ощущал чувство одиночества, присущее многим творцам, что просто не мог прожить долгую и спокойную жизнь.

- Что было самым трудным и самым интересным в работе над данной экспозицией?

- Сформировать такой состав, чтобы это было интересно современному зрителю, плохо представляющему себе искусство того времени. А самое интересное – открывать для себя нового Попкова, каким мы его раньше не знали.

- Чем, на ваш взгляд, вызван пристальный интерес к советскому изобразительному искусству, наблюдаемый сегодня на Западе?

- Наверное, общим поворотом к искусству именно изобразительному – ведь сегодня самыми популярными в мире становятся выставки таких художников, как Люсиан Фрейд или Дэвид Хокни, открывающих новые границы и возможности фигуративности. Ну и, наверное, тем, что настал момент, когда это искусство – я имею в виду советское – может рассматриваться как художественное явление, а не как иллюстрированная идеология, что совсем неверно, и творчество Попкова – лучшее тому доказательство.

- Из Москвы выставка Попкова поедет в Венецию …

- В Венеции собрание будет экспонироваться в выставочном зале Университета Ка Фоскари, где очень серьезная кафедра славистики. Оно будет фактически открывать выставочную программу Года туризма России в Италии, и к ней будет приурочена научная конференция о советском искусстве 1960-х – 1970-х годов. Далее выставка поедет в Лондон, где будет представлена на одной из самых престижных площадок в знаменитом Сомерсет-хаусе, в рамках Года России в Великобритании. Эта выставка станет первой ретроспективой советского художника второй половины 20-го века, организованной в Великобритании.

- Где сегодня в Москве и в мире, кроме данной экспозиции, можно познакомиться с работами Попкова?

- По большому счету, если говорить об общественных собраниях, то в немногих галереях. Много работ Попкова хранится сегодня в собрании Арт-фонда семьи Филатовых, при поддержке которого осуществляется эта выставка и выставки в Венеции и в Лондоне. Часть картин и по сегодняшний день остается в семье художника.

amp-next-page separator