Визит к Минотавру: 5 самых ярких ролей Сергея Шакурова

Развлечения

В детстве Шакуров занимался акробатикой, а в 18 лет стал мастером спорта. В седьмом классе он поступил в драмкружок, а после окончания школы, по рекомендации известного драматурга Виктора Розова, поступил в школу-студию при Центральном детском театре.

В 1964 году молодой актёр начал работать в Театре на Малой Бронной, через год его приняли в труппу Центрального академического театра Советской Армии. В кино актёр дебютировал в 1966 году, снявшись сразу в главной роли в фильме Маноса Захариаса "Я солдат, мама". Он сыграл Пегакова — упрямого и не поддающегося дисциплине новобранца, с которым сталкивается опытный старшина. С 1971 года Шакуров работал в драматическом театре имени Станиславского. К началу 70-х он уже был достаточно известным в Советском Союзе актёром, но главные его роли были ещё вперёди.

"Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Сто дней после детства" (1975), "Сибириада" (1978), "Вкус хлеба" (1979), "Любимая женщина механика Гаврилова" (1981), "Парад планет" (1984), "Визит к Минотавру" (1987) - все эти фильмы давно получили признание и любовь у зрителей.

В день рождения артиста "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые яркие его работы.

Забелин, "Свой среди чужих, чужой среди своих" (режиссёр – Никита Михалков, 1974)

Всеобщая известность к актёру пришла в 1974 году именно после этой роли. Сюжет довольно необычного для того времени историко-приключенческого фильма разворачивается на юге России во второй половине 1920-х годов. Пятеро друзей - Егор Шилов (Юрий Богатырев), Николай Кунгуров (Александр Пороховщиков), Василий Сарычев (Анатолий Солоницын), Андрей Забелин и Степан Липягин (Николай Пастухов) - в недавнем прошлом были бойцами Красной армии, а после окончания гражданской войны продолжали служить делу революции. Будни бывших красноармейцев заняты по большей части кабинетной работой, а потому они мечтают о настоящем деле. Герой Сергея Шакурова – бывший кавалерист, герой Гражданской войны, кавалер Ордена Красного Знамени, а ныне начфин Забелин. Нынешняя должность выводит его из себя, так как по натуре он - прямой и пылкий, не признающий никаких компромиссов, готовый ринуться хоть сейчас в бой, сидение за бумагами – не для него. "А-а-а! Вот она – моя бумажная могила! Зарыли, закопали славного бойца-кавалериста!", - в отчаянии кричит он. И искренне радуется, когда поступает приказ выезжать против банды Брылова (Никита Михалков).

В 2012 году актёр был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени / Фото: kino-teatr.ru

Вожатый Серёжа, "Сто дней после детства" (режиссёр – Сергей Соловьёв, 1975)

В мелодраме о жизни подростков в пионерском лагере Шакуров сыграл вожатого, стремящегося не только следить за дисциплиной, но также воспитывать своих подопечных духовно и нравственно. По профессии Сергей – скульптур. Он намеренно и неуклонно противопоставляется педагогу Ксении Львовне (Нина Меньшикова) с её ретроградными методами и неуклюжими "педагогическими экспериментами". Вся идеологическая сторона лагерной жизни - выборы председателя отряда, ведение собраний и "мероприятий" - сфера действия Ксении Львовны. Сергей же занят другим. Он рассказывает ребятам о камнях, о том, что они подобны людям, что в них есть душа, и, цитируя Микеланджело, утверждает: "Боги дремлют в глубине мраморных плит". Педагогический метод Сережи тоже состоит в отсечении лишнего и извлечении души из твёрдого и неподатливого "материала", каким является человек в трудной подростковой поре.

Фото: kino-teatr.ru

Джонатан Смолл, "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры" (режиссёр - Игорь Масленников, 1983)

Герои Шакурова всегда врезались в память зрителя, даже если это были и второстепенные персонажи, как, например, каторжник Джонатан Смол в знаменитом сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Актёр блестяще воплотил образ преступника, имеющего как гордость, так и совесть.

Фото: kino-teatr.ru

Стас Тихонов, Антонио Страдивари, "Визит к минотавру" (режиссёр – Эльдор Урузбаев, 1987)

Роль в детективе по роману братьев Вайнеров считается одной из лучших работ артиста. Здесь Шакуров исполнил сразу две роли: следователя МУРа Стаса Тихонова и знаменитого скрипача Антонио Страдивари. В фильме две сюжетные линии. Одна из них протекает в СССР в 1986 году, другая - в Италии XVII—XVIII веков, во времена, когда жил и творил выдающийся скрипичный мастер Антонио Страдивари. Кстати, в фильме использовалась настоящая скрипка Страдивари, изготовленная мастером в годы ученичества под руководством Амати. Сыщик из Шакурова получился рассудительный и ироничный. Подобно советскому Шерлоку Холмсу, Тихонов вступает в контакт с преступниками только при крайней необходимости. Итальянский мастер также вышел очень натуральный, несмотря на омолаживающий грим в первых сериях (из 45-летнего актёра делали двадцатилетнего юношу). Многие монологи своего героя артист переделывал, что вызывало споры с писателями. В таких случаях режиссёр занимал сторону актёра и говорил братьям Вайнерам: "Текст надо проверять на Шакурове. Если он чувствует себя неловко, текст надо немедленно менять".

Фото: kino-teatr.ru

Леонид Ильич Брежнев, "Брежнев" (режиссёр - Сергей Снежкин, 2005)

Роль легендарного генсека стоит отметить особо. На неё пробовались 20 артистов, в том числе Вячеслав Шалевич, Богдан Ступка, Родион Нахапетов и Юрий Стоянов. Поскольку картина была проектом Первого канала, утверждением занимался лично Константин Эрнст. В результате были утверждены Артур Ваха и Сергей Шакуров, которые сыграли Брежнева в разные периоды его жизни. Серьёзного портретного грима не понадобилось. "Только брови - ведь они основная черта Леонида Ильича - и наложили седые волосы. Больше ничего с лицом не делали. Щеки и второй подбородок я "нарастил" сам. Потом разучивал его медленный взгляд - чтобы очень органично и точно войти в роль", - рассказывал актёр. Так как Брежнев был выше Шакурова и плотнее телосложением, ему пришлось использовать туфли с пятисантиметровым каблуком и носить специальный ватный каркас, который имитировал грудь и живот.

Фото: kino-teatr.ru

amp-next-page separator