Портрет Медичи работы Джорджо Вазари / Фото: wikipedia.org

5 интересных фактов из биографии «короля-поэта» Лоренцо Медичи

Развлечения

О мудрости Медичи слагали легенды, его тонкий художественный вкус ценили далеко за пределами Италии, а власти и могуществу редко когда осмеливались бросить вызов. Искусный дипломат, мудрый правитель, поэт, музыкант, знаток классических языков, казалось, он был идеальным монархом Ренессанса. С его именем навсегда будут связаны расцвет Флоренции, творения и жизнь гениев Возрождения, великолепие Ренессанса. Король дипломатии, он был бесстрашен, когда дело касалось безопасности его владений, но в эпоху бушевавших в Италии междоусобных войн, он предпочитал больше дружить, чем воевать. Благодаря своей природной проницательности, Лоренцо Великолепный укрепил власть, заручился поддержкой влиятельных союзников и смог подарить родному городу необходимые спокойствие и процветание…

Воспитанием будущего правителя Флоренции сначала занималась его мать Лукреция Торнабуони, а затем она передала его на попечение известнейшим гуманистам того времени: Кристофоро Ландино, Иоанну Аргиропулу и Марсилио Фичино. Они обучили Лоренцо поэзии, философским наукам и латыни. Уже в юности на Лоренцо возложили участие в государственных делах и важных дипломатических миссиях. В 1464 году, едва Лоренцо исполнилось 16 лет, отец Пьетро отправил его к возможным союзникам и клиентам рода Медичи, дабы заручиться поддержкой внутри Италии. Сначала Лоренцо послали в Милан, к тамошнему правителю герцогу Франческо Сфорца, затем в Рим, где юный Медичи заключил ''Сделку века'' с главой церкви – Лоренцо заключил с папской курией договор об исключительном праве дома Медичи добывать и продавать минеральное сырье, необходимое для окраски тканей от папского имени. Римский папа обладал монополией на добычу квасцов, минералов, которые использовались для окраски, чем нередко пользовался, ограничивая общий объем добычи ископаемых. После ''Сделки века'' дом Медичи на время обрел независимость от церкви, а их роль банкиров при папском дворе невероятно возросла. Но на этом миссия юного Медичи не закончилась, далее он отправился в Неаполь, где закрепил союз трех городов-государств – Неаполя, Милана и Флоренции. Искусная дипломатия дала свои плоды, позиции Флоренции на Аппенинском полуострове оказались сильны, как никогда.

Под властью Медичи Флоренция сделала ставку не на сильную армию, а на политическую интригу и умелый выбор союзников. В 1469 году родители женили Лоренцо на Клариссе Орсини, происходившей из знатного римского рода, имевшего тесные связи с папским престолом. Кларисса родила Лоренцо трех сыновей и четырех дочерей. В том же году, после кончины Пьетро Медичи, Лоренцо стал главой семьи. Делегация флорентинцев попросила его принять на себя заботу о республике. ''Я согласился без энтузиазма, - писал великий меценат в своих мемуарах, - Эти обязанности казались мне не соответствующими моему возрасту и слишком опасными. Я согласился только затем, чтобы сохранить друзей и наше богатство, потому что в нашей Флоренции, если вы богаты, вам сложно жить, если вас не защищает государство''. Власть Лоренцо была в значительной степени основана на его популярности в народе. Он возводил роскошные здания, устраивал бесконечные карнавалы, рыцарские турниры, театральные представления. Торжества преобразили город: его площади, улицы и дворцы.

Но удерживая власть, даже используя только политические пути поддержки своих союзников, правитель республики нажил себе немало врагов. В 1478 году на него и его брата Джулиана представителями влиятельных родов Пацци и Сальвиати было совершено покушение. Джулиана убили, а Лоренцо отделался тяжелым ранением. Непосредственный вдохновитель преступления архиепископ Сальвиати и его сообщники были схвачены людьми Медичи. Возмущенные флорентинцы на месте расправились с заговорщиками, а сам Лоренцо безжалостно казнил без суда и следствия более двухсот человек из окружения Пацци. Авторитет Медичи поднялся на небывалую высоту.

Казнь архиепископа возмутила нового папу римского Сикста IV, который занимал позицию семьи Пацци и стоял за заговором против Медичи. Он отлучил Лоренцо от церкви, а вместе с ним и всю правящую элиту Флоренции. Более того, заручившись поддержкой Неаполитанского королевства, Сикст IV стал угрожать интердиктом всему тосканскому государству, если в течение месяца Медичи и их сторонники не будут выданы папскому суду. На Флоренцию надвигалась страшная война. В этой отчаянной ситуации Лоренцо продемонстрировал незаурядное мужество и гениальное политическое чутье. Глава республики совершенно один отправился в стан врага, к королю Фердинанду Неаполитанскому. Во Флоренцию Медичи вернулся с мирным договором и соглашением о вечной дружбе в интересах обоих государств. Оставшийся без союзников, Сикст IV был вынужден прекратить начавшуюся войну.

Но искусство для хитрого флорентинца было важней, чем его политические победы, многочисленные флотилии или банки, опутавшие сетью всю Европу. Лоренцо использовал личные сбережения и общественные деньги для того, чтобы возродить во Флоренции интерес к наукам и искусству. Находящаяся под его патронажем Академия в Кареджи, членами которой были Фичино, Пико делла Мирандолла и Полициано, стала центром, из которого по всей Европе распространилось понятие ''неоплатонизм''. При флорентийском дворе создавали свои шедевры Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Верроккьо, Гирландайо… Лоренцо построил себе виллу, напоминавшую дворцы римских патрициев. Дворец дополняли знаменитые Сады Медичи, в которых глава республики сочинял стихи и предавался любовным утехам. Укрепление престижа Флоренции Лоренцо Великолепный стремился обратить на благо всей Италии. Он объединил разрозненные итальянские государства перед лицом чужеземных нашествий.

С каждым годом Лоренцо тратил все больше денег на поддержание своего престижа. В последние годы его правления налоговый гнет значительно увеличился. Иногда прямые налоги взимались по 10-12 раз в год. Торговые дома были недовольны опекой Медичи, а население возмущено бесконечными поборами, но все эти проблемы Лоренцо оставил решать своим потомкам. Он умер 9 апреля 1492 года, в возрасте сорока четырех лет. ''С его уходом закончился мир во Флоренции'', - сказал римский папа Иннокентий VIII, узнав о смерти правителя.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из жизни ''короля-поэта''.

1. Лоренцо Великолепный построил первую в Европе публичную библиотеку. Его собрание насчитывало около десяти тысяч рукописных и печатных книг. Для пополнения ее запасов он отправлял своих посланников на Восток, где те искали древние рукописи, свитки и книги. Подобной библиотеки не было нигде со времен Александрии. По сей день она носит его имя – Библиотека Лауренциана.

2. Знаменитые сады Медичи, построенные Лоренцо стали прообразом первой академии Изящных искусств в Европе. Лоренцо даже открыл в садах Медичи школу для молодых художников и ваятелей. Здесь творили такие корифеи, как Джованни Франческо Рустиччи, Лоренцо ди Креди, Андреа Сансовино… В школе ваятелей при садах Медичи учился также и сам Микеланджело Буонаротти.

3. Лоренцо Великолепный прославился не только, как первый основатель публичной библиотеки, но и как первый в Европе владелец… жирафа. Жирафа ему подарил египетский султан Кейт-бей в знак установления дружественных отношений между Флоренцией и Египтом. Появление во Флоренции этого диковинного животного вызвало невероятный ажиотаж. Это был первый живой жираф, появившийся в Европе со времен Древнего Рима. На Лоренцо жираф произвел такое впечатление, что он даже решил использовать его в своих политических интригах, пообещав подарить его королеве Франции Анне. Правда эта затея не удалась, жираф в результате несчастного случая сломал шею, и в течение последующих трехсот лет жирафов во Флоренцию не привозили. Кстати, жираф Медичи изображен на картине Франческо Убертини ''Раздача манны небесной'' (1540).

4. Медичи был превосходным поэтом. Такое сочетание кажется необычным даже для эпохи Возрождения с ее многосторонними гениальными личностями. Оно поражало уже современников. ''В нем жили два разных человека, соединенные почти невозможной связью'', - писал Макиавелли. Произведения Лоренцо восходят к нео-платонической традиции – поэма ''Спор'' и любовные сонеты. Другие его сочинения опирались на фольклор – ''Соколиная охота'', ''Пир или пьяницы'', ''Ненча из Барберино''. К народно-реалистическим произведениям примыкает также ''Новелла о Джакоппо'', написанная в стилистической традиции ''Декамерона''. В ней изображен придурковатый горожанин, который, будучи одурачен священником Антонио, умоляет жену отдаться любовнику. Новелла резко антиклерикальна: глупость Джакоппо – прямое следствие его слепой веры, а священник Антонио – изображен в крайне неприглядном виде.

5. Одно из величайших достижений эпохи Возрождения - мраморная статуя, изображающая Лоренцо Медичи, над которой Микеланджело Буонаротти работал в течение почти десяти лет (1526-1534). Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо в каппеле Медичи. Ещё при жизни Микеланджело статую назвали ''il pensieroso'' – ''созерцательной''.

amp-next-page separator