Путешествие на Луну: 7 кинематографических чудес Жоржа Мельеса

Развлечения

Несостоявшемуся владельцу обувной фабрики и вполне состоявшемуся директору и владельцу театра Робер-Уден (в котором демонстрировались различные трюки и фокусы) судьбой было уготовано стать первым режиссёром художественного кино. Попав на первый киносеанс братьев Люмьер он сразу понял, какие безграничные возможности открывает перед ним эта занимательная новинка. За большие деньги он предлагал купить у Люмьеров их аппарат, но братья, полагая, что изобретение не будет иметь длительного успеха, предпочли снять все сливки самостоятельно. И всё же Мельесу повезло – приобрести съёмочную камеру ему удалось в Англии. Тут-то и начались эксперименты. Огромное количество спецэффектов, которыми сегодня не удивишь и самого неискушенного кинозрителя, были придуманы именно им. В наши дни одна из главных премий за спецэффекты в кино носит имя Жоржа Мельеса.

Интересно, что первые кинотрюки были изобретены режиссёром чуть ли не случайно, по ходу съёмок. В своих воспоминаниях он писал: "Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором плёнка часто рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить плёнку и вновь запустить аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, то в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус "Мадлен-Бастилия" превратился в похоронные дроги, а мужчины — в женщин. Трюк с заменой и трюк с превращением были найдены, и два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, которые имели громадный успех". В 1897 году, дабы ничто не мешало чистоте эксперимента, в своей вилле в Парижском предместье он построил первую в мире киностудию - стеклянный павильон, в котором были люки, подъемники, тележки для наездов и отъездов съёмочной камеры, чёрные бархатные фоны и прочие приспособления. В скором времени киностудия начала приносить баснословный доход. Чего только Мельес не перепробовал, чтобы максимально привлечь зрительское внимание! Помимо многочисленных трюков, он ещё и пытался перейти к цветному кинематографу, покадрово раскрашивая кисточкой отдельные свои ленты.

Он был не только автором, режиссёром, художником и актёром, но также механиком, сценаристом, хореографом, создателем трюковых эффектов, костюмов, макетов, а также предпринимателем, заказчиком, издателем, распространителем и прокатчиком своих картин. За 17 лет активной работы он выпустил более 500 фильмов, но накануне Первой мировой войны стало понятно, что его время уходит. Зрителю уже хотелось чего-то иного, чего-то большего, нежели театральность на киноэкране. Постепенно Мельес обанкротился и исчез из виду. Лишь в 1925 году кинокритик Садуль случайно узнал его в продавце игрушек на железнодорожном вокзале…

В день памяти мастера "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые яркие картины из его огромного наследия.

"Замок дьявола" (1896)

"Замок дьявола" стал одной из первых попыток Мельеса использовать спецэффекты для воплощения фантастических событий на экране. Кроме того, это один из первых фантастических фильмов, причём с элементами фэнтези и ужасов. Главный герой здесь - Мефистофель, скрывающийся поначалу в образе летучей мыши. В огромном магическом котле он "вываривает" мороки – ведьм и призраков, которые призваны пугать души, попавшие во власть дьявола. Одна из душ оказывается весьма находчивой и изгоняет Мефистофеля, показав ему сколоченный из двух деревянных палок крест.

"Дело Дрейфуса" (1899)

Картина, созданная в жанре "восстановленных событий" - своеобразная постановочная документалистика. Фильм был снят по следам громкого судебного процесса и выпущен был ещё до окончания самого процесса, при этом сюжет был разыгран до самого конца. С одной стороны, здесь видно стремление режиссёра к документальному кино – очень кропотливо и подробно по репортажным фотографиям были выстроены отдельные сцены. С другой стороны, актёры играли в нарочито театральной манере, тем самым "убивая" малейшие намеки на попытку реалистического воссоздания подлинных событий.

"Путешествие на Луну" (1902)

Ещё один фильм, к которому применимо слово "первый". Это первая научно-фантастическая картина в истории кинематографа. Создана она в жанре сказочной феерии – излюбленного жанра Мельеса. Здесь режиссёр применил причудливые эффекты, сочетая кинотрюки с использованием макетов и театральной машинерии. В основе сценария — эпизоды романов "От Земли до Луны" Жюля Верна и "Первые люди на луне" Герберта Уэллса. Из первой книги Мельес позаимствовал гигантскую пушку, ядро и клуб безумцев. Из второго - большую часть лунных эпизодов. В результате получилась наивно-театральная и одновременно загадочно-фантастическая сказка о приключениях нескольких чудаков-астрономов, отправившихся в пушечном снаряде на луну.

"Коронация Эдуарда VII" (1902)

Ещё один пример "восстановленных событий", только на этот раз Мельес снял свою картину и вовсе до начала тех событий, которым она посвящена. Интересно, что изначально режиссёр хотел снимать подлинную церемонию, в чем ему отказали. Тогда, не желая отказываться от своего замысла и понимая значимость события, он решил пойти на хитрость. За пару месяцев до коронации он приехал в Лондон, чтобы выяснить все детали будущей церемонии, а также сделать наброски Вестминстерского собора. К объявленной дате коронации фильм был готов, но церемонию отложили больше чем на два месяца. В день коронации фильм всё-таки прошёл и в Лондоне, и в Париже. Успех был настолько велик, что сам Эдуард VII захотел его увидеть, а после сказал: "Поздравляю вас, мсье Мельес! Какое чудесное изобретение синематограф! Знаете, я был болен и церемония проходила сокращённой. А в вашем фильме она полная".

"В царстве фей" (1903)

Фантастическая феерия при участии артистов 17 парижских театров снималась на фоне нескольких поразительных декораций. И это не удивительно, ведь события фильма разворачивались в огненной колеснице, на корабле, на вершине высокой башни и в морских глубинах царства Нептуна. Герои здесь сражаются с колдунами, взмывают к небесам, бьются с рыбой-пилой и осьминогом, разъезжают в подводном омнибусе (им был гигантский кит) и проникают во дворец лангустов. Для съёмки морских эпизодов Мельес воспользовался собственной недавней придумкой – он вёл съемки, поместив между кинокамерой и актёрами большой аквариум с рыбами.

"Путешествие через невозможное" ("Невероятное путешествие", 1904)

"Невероятное путешествие" было вызвано к жизни зрительским успехом "Путешествия на Луну" и включало в себя отдельные цитаты предыдущей картины – например, в сцене, где подводная лодка падает "с края Меркурия". Главный герой фильма – профессор Мабулофф (его сыграл сам Мельес) - решает совершить кругосветное путешествие на автомобиле, но машина ломается и путешественники со всем снаряжением перебираются в паровоз, который с помощью дирижаблей поднимается в воздух и дальше – в открытый космос. Здесь поезд влетает в рот зевающему Солнцу, которое выплёвывает его на Меркурий, где и начинаются основные приключения. К слову, летающий паровоз в финале трилогии "Назад в будущее" - прямая цитата из "Невероятного путешествия".

"Завоевание полюса" (1912)

Спустя восемь лет Мельес вернулся к полюбившемуся публике герою – профессору Мабулоффу – и отправил его в очередное путешествие. На этот раз – на Северный полюс, где его экспедиция встречается с огромным, вмёрзшим по плечи в лед Снежным Великаном. Зрителей этот гигант ввергал в настоящий шок и ужас. Гигантский манекен, построенный в студии, шевелил руками, качал головой, вращал глазами, курил трубку, проглатывал, а затем выплёвывал человека. Одним словом, это был своеобразный предшественник Кин-Конга. Несмотря ни на что, "Завоевание полюса" провалилось. В начале 1910-х годов зритель хотел от кинематографа уже чего-то иного, нежели многократно повторённых волшебных сказок…

За 17 лет активной работы Мельес выпустил более 500 фильмов / Фото: kinopoisk.ru

7 легендарных фильмов Александра Птушко

amp-next-page separator