5 знаменитых экранизаций произведений Хулио Кортасара

Развлечения
30 лет назад, 12 февраля 1984 года, ушёл из жизни известный аргентинский писатель и поэт Хулио Кортасар.

Будущий писатель появился на свет под звуки артиллеристских залпов, с которыми армия кайзера Вильгельма II вступала в Бельгию. Позже Кортасар говорил, что эти обстоятельства сделали его одним из самых убеждённых пацифистов на планете. Семье пришлось искать убежища в странах, ещё не втянутых в войну - на несколько лет они укрылись в Барселоне, которая осталась в памяти Хулио едва уловимым воспоминанием. В возрасте девяти лет, уже проживая в пригороде Буэнос-Айреса, мальчик часто спрашивал у матери, что означают те или иные образы. Из объяснений он понял, что мама водила его в парк Гуэль. "Моё безмерное восхищение Гауди, видимо, началось, когда мне было два года", - рассказывал он в одном из интервью.

В школе Кортасар был прилежным учеником, но часто болел. Невозможность проводить время с друзьями сглаживалась чтением – мальчик буквально «проглатывал» книги. Впоследствии тема болезни стала одной из главных в его произведениях. Первая жена писателя удивлялась тому, что он всегда мог предсказать надвигающееся заболевание. После окончания школы юноша поступил в столичный университет, в котором получил степень преподавателя словесности. Кортасар понимал, что нельзя постоянно существовать за счёт родителей и согласился на должность преподавателя в Национальном колледже Сан-Карлос в Боливаре - небольшом городке в четырёх сотнях километров от Буэнос-Айреса.

К 1951 году Кортасар успел поработать преподавателем в двух университетах и служащим Книжной Палаты, закончить роман "Экзамен" и сборник "Бестиарий". За последний он получил литературную премию и тут же уехал в Париж, где прожил до конца своих дней. Захватившая Аргентину военная диктатура, богемная жизнь, наполненная искусством и выматывающая, но интересная работа переводчиком при ЮНЕСКО, - всё это повлияло на его решение остаться в столице Франции. Многие упрекали его за подобное "предательство", но сам Кортасар считал, что перемена места и образа жизни пошла только на пользу его творчеству. Следующей успешной работой литератора стал роман "Выигрыши" (1962).

В 1962 году писатель впервые побывал на Кубе и всем сердцем полюбил латиноамериканские страны, ставшие на путь социализма. Вскоре свет увидела одна из самых известных его книг - "Игра в классики" (1963), за которой последовали "Конец игры" (1964) и "62. Модель для сборки" (1968), ставшие классикой "нового латиноамериканского романа". Условность устоявшихся представлений об окружающем, ощущение призрачности и хрупкости реальности, фантастические чувства, зарождающиеся во внутреннем пространстве человека и ни с чем не сравнимое авторское письмо – всё это принесло писателю известность и признание во всём мире.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые интересные фильмы, снятые по произведениям Кортасара.

"Фотоувеличение" (Blow-up, 1966)

Лондон, середина 1960-х. Во время прогулки по парку внимание молодого успешного фотографа Томаса (Дэвид Хэммингс) привлекают ссорящиеся мужчина и женщина (Ванесса Редгрейв). Придя домой, Томас проявляет сделанные в парке снимки и обнаруживает на них третьего человека - неизвестного с пистолетом… Микеланджело Антониони снял этот фильм по мотивам рассказа "Слюни дьявола". Это была первая англоязычная картина итальянского классика. В 1967 году "Фотоувеличение" было удостоено "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля, а также номинировалось на премию "Оскар" за лучшую режиссуру и сценарий.

"Уикенд" (Weekend, 1967)

Одна из наиболее значительных картин Жана-Люка Годара – чёрная сюрреалистическая комедия по мотивам новеллы "Южное шоссе" (1964). Супруги Ролан и Корин планируют пикник на природе, а на самом деле - замышляют убить свёкра и завладеть его наследством. Выехать из города не так-то просто - пробираясь через пробку, Ролан и Корин видят кровавые аварии, террористические акты, встречаются со сказочными персонажами и постепенно начинают догадываться об иллюзорности всего вокруг. В финале супругам предстоит столкнуться с хиппи-каннибалами и "Концом кинематографа", как бы странно это ни звучало.

"Фурия" (Furia, 1999)

В основу романтической драмы Александра Ажа лёг рассказ "Граффити" (1980). В некой латиноамериканской стране установлена жёсткая диктатура, однако молодые люди продолжают разрисовывать стены домов, выражая свой протест. Между главным героем Тео и девушкой Элиу (Марион Котийяр) вспыхивает любовь, однако при новых порядках это чувство считается неестественным. Девушку арестовывают и бросают в тюрьму… Музыку к этой чувственной картине, выведшей Ажа в ряды самых перспективных режиссёров Франции, написал гитарист Queen Брайан Мэй.

"Подземная игра" (Jogo Subterraneo, 2005)

Фильм Роберто Гервица по рассказу "Рукопись, найденная в кармане" немного похож на "Амели" и "Инстинкт" своим вниманием к знакам и символам. Чтобы отыскать девушку мечты молодой романтик придумывает игру - спускается в метро и наблюдает за приглянувшейся женщиной, чтобы посмотреть, проследует ли она загаданным им маршрутом. Дамы ему попадаются разные и воля случая часто заставляет его нарушать правила.

"Ещё ничего не стёрли" (Graffiti, 2006)

Ещё одна экранизация рассказа "Граффити", на этот раз снятая в Грузии режиссёром Вано Бурдули. Днём и ночью солдаты патрулируют город, закрашивая любой рисунок на стене, пусть даже и не содержащий политического подтекста. Для писателя, которого не печатают, и девушки-художника, чьи картины стали никому не нужны, обмен рисованными посланиями является тем немногим, что дарует им надежду в мире, лишённом творчества. Философская короткометражка получила множество призов на международных фестивалях, в том числе была признана лучшим фильмом на Московском интернациональном фестивале по защите прав человека "Сталкер".

Кортасар считал, что «роман побеждает всегда по очкам», но «рассказ должен выиграть нокаутом». Самые известные фильмы были сняты именно по его коротким произведениям  / Фото: Actualidadliteratura.com

amp-next-page separator