3 великие оперы Николая Римского-Корсакова

Развлечения
18 марта 1844 года родился знаменитый русский композитор и дирижёр Николай Римский-Корсаков.

Римский-Корсаков появился на свет в Тихвине, в семье, далекой от мира искусства. Родители готовили мальчика к морской службе (его дядя и старший брат служили на флоте). К музыке мальчик тяготел с раннего детства, но серьёзных преподавателей в маленьком провинциальном городке не было. Его первой учительницей стала соседка, позже её сменила знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. В девять лет Римский-Корсаков начал сочинять первые мелодии.

В Петербурге, куда молодой человек приехал учиться в Морском корпусе, он часто бывал в оперном театре и на концертах. Там же он нашёл себе первого настоящего учителя - пианиста Фёдора Канилле, посоветовавшего одарённому ученику придумывать музыку самостоятельно. Он же познакомил юношу с Милием Балакиревым, вокруг которого всегда было много подающих надежды музыкантов, позднее ставшим костяком "Могучей кучки". 17-летнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с сочинения симфонии. Между тем молодому композитору, заканчивавшему обучение в Морском корпусе, предстояло трёхлетнее кругосветное путешествие. Природный талант помог ему наверстать упущенное время и не отстать от даровитых друзей. Сочиняя сложные симфонические партитуры, Николай Андреевич не знал простейших музыкальных основ и не разбирался в музыкальных терминах. Каково же было его удивление, когда его позвали профессором в консерваторию! Но, наученный не отступать и не сдаваться, Римский-Корсаков согласился.

Музыкальные вкусы и мировоззрение композитора сформировались в 1860-е годы под влиянием друзей из "Могучей кучки". В последующее десятилетие Римский-Корсаков преподавал в консерватории, занимался совершенствованием собственной композиторской техники (писал каноны и фуги), занимал должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-1884) и дирижировал на симфонических концертах, заменял Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы и готовил к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывал и гармонизировал народные песни (первый сборник вышел в 1876, второй - в 1882 году).

Обращение к русскому фольклору помогло композитору чётче сформировать свой творческий почерк. Две написанные после "Псковитянки" (1872) оперы - "Майская ночь" (1879) и "Снегурочка" (1881) - отразили любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и песням. На протяжении всей жизни Римский-Корсаков часто обращался к певческой лирике: он написал 79 романсов на стихи Пушкина, Лермонтова, Толстого, Фета, Байрона и Гейне. Творчество композитора подарило нам целую галерею нежных, неповторимых, лирических женских образов - реальных и фантастических (Панночка в "Майской ночи", Снегурочка, Марфа в "Царской невесте", Феврония в "Сказании о невидимом граде Китеже"), и образы народных певцов (Лель в "Снегурочке", Нежата в "Садко").

Творческий путь Римского-Корсакова длился более сорока лет. Начав его достойным преемником дела Глинки, он и в новом веке достойно представлял русское искусство, сделав многое для его развития. "Вечерняя Москва" вспоминает самые знаменитые оперы Римского-Корсакова.

"Сказка о царе Салтане" (1899)

Сказочная опера, написанная Римским-Корсаковым к столетнему юбилею Пушкина. Это было сложное время в мамонтовской антрепризе - хотя Савва Иванович был оправдан после скандального "Дела Мамонтова" и вышел на свободу, он был совсем не таким могучим покровителем, как раньше. Благодаря артистам-энтузиастам, которые внесли свои скромные накопления в кассу театра, опера Мамонтова преобразилась в Товарищество. Многие друзья отвернулись от Саввы Ивановича, но были и те, с кем Мамонтов сблизился. Его друзьями стали Михаил Врубель и его жена Надежда Забела. Именно Врубель стал художником-постановщиком всех опер в тот короткий период, когда душевный недуг Михаила не прервал эту дружбу. Надежда Забела вспоминала об этом периоде как о счастливейшем в своей жизни, а её Царевна-Лебедь (вслед за одноименной картиной художника) стала одним из символов той эпохи. Композитор активно принимал участие в постановке. По его настоянию, шмеля и белку играли дети, а не механические куклы, как предполагалось вначале. Особо следует сказать о музыкальных достоинствах постановки, где важнейшую роль наряду с автором сыграл дирижер Ипполитов-Иванов, сумевший правильно раскрыть и подать изобразительные находки и поэтическую прелесть оркестровых эпизодов музыки Римского-Корсакова (вступление ко второму акту "В синем море звезды блещут", симфоническая картина "Три чуда", "Полёт шмеля" и др.). Сам композитор был доволен работой театра, что, при его знаменитой строгости, может расцениваться как серьезное достижение Товарищества.

Портрет Николая Римского-Корсакова кисти Валентина Серова (фрагмент, 1898) / Фото: wikipedia.org

Иван Билибин - эскиз декорации ко второму действию оперы 

"Кащей Бессмертный" (1902)

В ноябре 1900 года музыкальный критик Петровский предложил Римскому-Корсакову своё либретто оперы "Кащей Бессмертный". Оно заинтересовало композитора, хотя многое предстояло довести до ума - прежде всего, избавиться от неясности, сбивчивости изложения и поэтической манеры. В дальнейшем он сам написал либретто по предложенному сюжету. Музыкальную составляющую Римский-Корсаков закончил меньше, чем за год. Композитор взял за основу распространенный сюжет из русских народных сказок, но добавил туда самобытных сюжетных поворотов. Главная находка - образ дочери Кощея, в слезе которой спрятана Кощеева смерть. Пять героев сказки - это скорее символы, нежели реальные персонажи. Кащей - олицетворение злой и жестокой силы, а так же старости, которая ненавидит все живое. Кощеево царство навевает размышления о самодержавной власти, подавляющей силы народа. а Кащей ассоциировался с обликом тогдашнего всесильного обер-прокурора Синода Победоносцева, которого Александр Блок назвал колдуном, своим стеклянным глазом заворожившим всю Россию. Так же холодна и Кащеевна, убивающая тех то хочет смерти ее отца, то есть - свободы. Один из таких витязей - Иван-королевич, а его помощником является буйный ветер Буря-богатырь - олицетворение стихийных сил народа, все сметающих на своем пути. Королевич освобождает из Кащеева плена Царевну Ненаглядную красу - воплощение всего человечного и при этом совершенного. Премьера оперы состоялась 25 декабря 1902 года в Москве, в театре П. Г. Солодовникова. Опера пользовалась успехом, но политический смысл сказки Римского-Корсакова ещё не был понятен. После событий 1905 года радикальные студенты Петербургской консерватории попросили композитора разрешить им своими силами поставить "Кащея". Постановка посвящалась (неофициально) жертвам Кровавого воскресенья 9 января, а разучивать партитуру со студентами взялся сам Римский-Корсаков и Глазунов. Спектакль, поставленный 9 апреля в помещении театра Пассаж, приобрел вид революционной манифестации, и полиция потребовала, чтобы публика покинула зал. Опера стала символом приближавшегося конца самодержавия. "Кащей Бессмертный" занял особое место в ряду опер Римского-Корсакова. Совершенно изменился музыкальный язык композитора, а сюжет стал мрачным и временами трагичным. Кощеево царство он обрисовывает то резкими, то изысканными и пряными гармониями, которые поражали новизной и необычностью, и полностью соответствуют новому, более суровому взгляду композитора на жизнь.

Фото: wikiedia.org

Иван Ершов в роли Кащея (Мариинский театр, Петроград, 1918 год)

"Золотой петушок" (1908)

Последняя опера Римского-Корсакова и одно из лучших его произведений. Сатирические мотивы получают яркое воплощение, а "небылица в лицах" становится обличением деспотизма. Додон, в отличии от сказочного царя Салтана, - жестокий и глупый тиран, а на деле - бессильный и похотливый старик. Он поработил своих подданных, довёл до отупения, превратил в пародии на самого себя. Для описания Додонова царства композитор не жалеет красок. В опере нет ни одного положительного персонажа - прекрасная царица оказывается жестокой и безразличной, мудрый Звездочёт - злокозненным, всесильный царь - тупым и ведомым. Смерть Додона приводит обитателей царства в смятение, холопские стенания толпы гротескно преувеличенны. В эпилоге Звездочёт иронично указывает на иллюзорность Додонова царства. В опере запечатлены грустные размышления композитора о судьбе России в контексте приближающийся революции. Произведение не сразу нашло свой пусть на сцену, хотя музыкальная составляющая написана удивительно причудливо и гармонично. Вмешательство цензуры и сложности, связанные с этим, обострили болезнь Римкого-Корсакова и ускорили его кончину. Впервые "Золотой петушок" был исполнен после смерти композитора, да и то с обрезанным либретто. Образы сказки были сглажены, им был добавлен флёр таинственности и мистики, что значительно снизило остроту сатиры.

Фото: wikiedia.org

Эскиз Ивана Билибина

amp-next-page separator