Анастасия Вертинская уверена, что столичная выставка подарит ее знаменитому отцу новый этап славы. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Анастасия Вертинская: Мой отец обожал Москву. Это был родной для него город

Развлечения
В Государственном Литературном музее открылась выставка «Александр Вертинский. Легенда века», приуроченная к 125-летию уникального артиста, создавшего жанр эстетического романса. Недавно семья Вертинского передала Литературному музею уникальный архив, который и был представлен на выставке. О своем отце рассказывает народная артистка РСФСР Анастасия Вертинская.

- Анастасия Александровна, вы долгие годы шли в этому событию. Что ощутили, когда выставка открылась?

- Для нашей семьи это потрясающий день, потому что такая уникальная презентация творчества моего отца, его личности произошла впервые. К сожалению, страна нечасто обращалась к его искусству. У нас снимают замечательные фильмы про политиков прошлого и других деятелей, но молодое поколение не в курсе, что история России – это, прежде всего, история культуры. И Александра Вертинского можно по праву назвать бриллиантом в короне русской творческой мысли.

Для меня было очень важно, что выставка прошла именно в Литературном музее. Я также хотела выразить благодарность всему его коллективу, потому что эти люди вложили свою душу в экспозицию. У нас было много разных сомнений, волнений, тревог, тем не менее мы создали эту выставку. И по-моему, она получилась шедевральной, во многом благодаря Юрию Леонидовичу Куперу, художнику, который по своему таланту эквивалентен Вертинскому.

Также от всей нашей семьи огромное спасибо Министерству Культуры, которое принимало активное участие в создании этой экспозиции.

- Из каких экспонатов состоит выставка?

- Александр Николаевич Вертинский, на мой взгляд, прожил три этапа славы. Первый этап - это дореволюционная слава, когда он юношей в костюме Пьеро пел свои ариетки. Этому посвящен первый зал. Затем была эмиграция, и 25 лет жизни без России. Он пел для русских зарубежом, но его слушали и звезды европейского искусства, и звезды Голливуда.

В это время произошла встреча с уникальными людьми, оказавшими влияние на его творчество, с Чарли Чаплиным, с Гретой Гарбо, с Марлен Дитрих, с Федором Шаляпиным, с Иваном Мозжухиным.Затем Шанхай, где была огромная русская диаспора и где он встретил мою маму, и это была любовь всей его жизни. Именно эта любовь привела его в Россию.

Сюда они приехали семьей, на руках была маленькая Марианна, и вместе с ними была моя бабушка, которая нас воспитывала, Лидия Павловна Циргвава. Семейные фотографии можно увидеть во втором зале. И третий зал - это предметы, которые окружали его во время работы: его письменный стол, лампа, ноты, статуэтки. Какие-то предметы посетителям покажутся просто антиквариатом, но нам эти вещи безумно дороги, потому что они окружали нашего отца.

И мне хотелось бы, чтобы для отца с момента открытия выставки начался четвертый этап славы – посмертная слава, которая очень важна для русской культуры и для нашей семьи.

- Ваш отец был родом из Киева, но после эмиграции вернулся в Москву. Почему? У него было какое — то особое отношение к городу?

- Конечно, мой отец обожал Москву. Именно здесь начиналась его успешная актерская карьера, и здесь пришло признание. Это был родной для него город.

После возвращения из эмиграции он остановился неподалеку от того места, где раньше жил до революции - настолько ему были дороги те улицы Москвы. Первая дочь его Марианна родилась в Шанхае, а вторая дочь, то есть я, родилась уже в Москве. И у нас с сестрой камнем преткновения всегда были города, в которых мы появились на свет.

Я обзывала сестру шанхайкой, а она меня противной москвичкой. (смеется)

- И то, что вы с сестрой Марианной стали актрисами, было желанием отца? Ведь он всю жизнь прожил в творческой среде, сам мечтал стать актером. Наверное, и вам прочил актерскую профессию?

- Мама говорила, что Александр Николаевич не хотел, чтобы его дочки стали актрисами. Наверное, потому что знал не понаслышке, какой это тяжелый хлеб.

Но когда мне исполнилось пятнадцать лет, режиссер Александр Птушко, у которого мама снималась в фильме «Садко», все-таки уговорил ее привести меня на пробы. И мама привела меня. А надо сказать, что в пятнадцать лет я была таким спортивно развивающимся подростком, носила «треники», играла в баскетбольной команде и была коротко стрижена. Когда Птушко меня увидел, он спросил маму: «А нет ли у тебя другой дочки, получше?» Мама сказала: «Другая есть, но та совсем плохая». Гримерша с жалостью посмотрела на меня и очень быстро благодаря своему мастерству превратила меня в привлекательную девушку. Меня одели в светлое нежное платье, красиво причесали, наклеили реснички, и Птушко меня не узнал. На роль меня утвердили. Так, вопреки желаниям отца, началась моя актерская карьера. Затем был второй фильм «Человек — амфибия», принесший мне популярность, но мое истинное отношение к профессии началось только с фильма режиссера Козинцева «Гамлет».

- Анастасия Александровна, а в каких проектах вы сейчас снимаетесь, где играете?

- У меня осталась одна роль в жизни - это роль бабушки: у меня есть три внука, воспитанием которых я занимаюсь. Старшая внучка, Александра - ей 21 год- учится в университете на историческом факультете. Средний внук Вася оценками похвастаться не может, но мальчик замечательный. Еще есть Петя - младший внук. Когда они были маленькими, я много с ними играла и страшно баловала, как баловал меня отец.Еще одна моя роль - это роль любящей дочери моего отца. Я переиздала книгу его стихов, реставрировала его голос. Когда-то он переживал, что был не официальным певцом, и при его жизни не было выпущено не одной пластинки, но его почитатели записывали его нелегально. После его смерти я собрала весь его архив, заново издала музыкальное наследие, которое звучит современно и передала все музею.

Еще хочу сказать, что необыкновенная биография моего отца давно была достойна экранизации. И Первый канал наконец преступил к созданию художественного фильма об Александре Вертинском. Это будет захватывающая историческая сага, и надеюсь, что скоро мы увидим это прекрасное произведение.

amp-next-page separator