Кадр из фильма «Долгая счастливая жизнь» режиссера Бориса Хлебникова. Анна Котова в роли Анны Александровны, подруги главного героя, и Александр Яценко в роли фермера Александра Сергеевича

Борис Хлебников: Мы снимали вестерн по-русски

Развлечения
Накануне вручения премии «Ника» корреспондент «ВМ» встретилась с режиссером Борисом Хлебниковым, чья картина «Долгая счастливая жизнь» в борьбе за награду получила сразу три номинации.

З авоевать грядущую «Нику» может как сама картина Бориса Хлебникова, взяв победу в номинации «Лучший игровой фильм», так и его создатели, которые имеют шанс получить звание «Лучший режиссер» и «Лучший сценарист». Заключительная часть трилогии в отличие от первых двух — «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь» — рассказывает не о проблемах горожан, а об истории мытарств фермера средней руки.

Фильм сначала назывался «Конецдворье». Почему поменяли название? В память о Геннадии Шпаликове, у которого был такой фильм?

— Говорить, что в память Гены — как-то слишком пафосно. Скорее я выбрал его в знак уважения к Егору Летову и его группе «Гражданская оборона». Помните, у них есть такая песня — «Долгая и счастливая жизнь»? Настроение фильма — это мои впечатления об их творчестве.

Как у вас, городского человека, появилась мысль рассказать о сельхозстраданиях?

— Наверное, толчком к этому стал американский фильм 1952 года «Ровно в полдень».

Это классический вестерн Фреда Циннемана про борьбу шерифа маленького городка с бандитами.

Как бы шутя, я попробовал перетащить этот сюжет на российскую почву. Мне хотелось сделать жанровый фильм, этакий современный вестерн. Я рассказал об этой идее сценаристу Александру Родионову, и мы начали всерьез идею раскручивать.

И в результате…

— Ничего практически не осталось от американского скелета! И сюжет, и жанр начали разваливаться: появилось огромное количество наблюдений, которые потянули историю совсем в другую сторону. Мы стали собирать материал: встречаться с фермерами, выслушивать их, снимать их быт, работу.

Ваш вывод?

— Это дело бесполезное. Им занимаются люди наивные, чудаковатые, простодушные.

Именно таков ваш герой — наивный чудак, которого сыграл Александр Яценко. Роль фермера писалась изначально для него?

— Да, кастинга никакого не было. С Сашей вместе мы давно работаем. Мы уже вошли в такую стадию отношений, когда не нужно друг другу что-либо долго объяснять. Но здесь произошло так называемое обнуление ситуации.

Что вы имеете в виду?

— Раньше я, как и другие режиссеры, предлагал Саше играть молодых героев. А здесь он должен был сыграть взрослого мужика. Поэтому мы отменили все, что он умеет и знает.

Начали работать по-новому.

Это было тяжело поначалу и для меня, и для него. Но вдруг резко что-то произошло, появилось новое качество актерского общения.

А почему снимали на Севере, а не в средней полосе?

— Честно говоря, средняя полоса выглядит уныло. Готовясь к съемкам, мы объездили там очень много фермерских хозяйств. И я понял, что, если снимать там, то довольно жесткая история будет происходить на фоне депрессивного пейзажа. А мне хотелось показать, что сильной и красивой природе наплевать на людские проделки. Поэтому мы снимали в Мурманской области, на Терском берегу Белого моря, в поселке Умба.

А снимали в реальном фермерстве?

— Да. Но это хозяйство уже прекратило свое существование: не смогло вписаться в экономическую схему. Мы там увидели, что даже деревья и кустарники нападают на заброшенные фермы, разрушают их. Так природа дает ощущение, кто здесь главный.

В сцене пожара у вас огонь вырастает до жуткого символа… — Ну, пожар — это деревенская обыденность. Ничего символического. А вот с водой получилось и впрямь странно… Мы специально не снимали реку.

Мне казалось, что такие красивые кадры в нашем фильме не будут работать. Но каждые выходные я наблюдал, как наш оператор Павел Костомаров ходит и снимает воду. А потом на монтаже мы их поставили почти случайно — и что-то сильное произошло… Природа как бы заговорила — о том, что она сама по себе, отдельно от человека. И так будет всегда.

Можете все-таки сформулировать, о чем получился фильм? Ведь не просто о проблемах фермерства?

— Сложно… В двух словах скажешь — получится плакат.

Мы же старались уйти от этого и просто сделать негромкую историю на тихой земле.   

КСТАТИ

Номинантов «Ники» объявили 4 марта 2014 года. В категории «Лучший игровой фильм», кроме картины Хлебникова, участвуют «Географ глобус пропил», «Горько», «Метро», «Сталинград». Победу в номинации «Лучший анимационный фильм» пророчат фильму «Ку! Кин-дза-дза». Претенденты на лучшую режиссерскую работу помимо Хлебникова — Федор Бондарчук, Юрий Быков, Александр Велединский.

amp-next-page separator