Елена Гуро была первой авангардистской, ощутившей и закрепившей в слове и живописи связь звука и цвета. / Фото: Wikipedia

Елена Гуро - мама русского авангарда

Развлечения
23 апреля - годовщина смерти культовой фигуры отечественного авангарда - поэтессы и художницы Елены Гуро. Она была первой авангардистской, ощутившей и закрепившей в слове и живописи связь звука и цвета.

Развернувшийся на заре прошлого века авангард стал ярким броском в новое искусство.

- Создатели авангарда жили в прекрасном будущем и из него творили настоящее, - говорил Виктор Шкловский.

Сегодня никому в голову не придет клеймить авангард, как это было еще совсем недавно. Русский авангард - как ярчайший этап развития нашей культуры нашел отражение даже в открытии Олимпиады.

Он соединил живопись и поэзию с театром и архитектурой, вывел искусство на улицу. Чего стоит один только авангардистский спектакль посвященный третьей годовщине большевистской революции. В грандиозном действе, развернувшемся на Дворцовой площади приняли участие восемь тысяч человек, настоящие танки с пулеметами и, конечно, крейсер «Аврора».

Елена Гуро умерла от лейкемии за семь лет до этого. Но ее природная способность рисовать и писать стихи одновременно явилась естественным примером нового органического канона.

- Это было какое-то солнечное сплетение видения и слышания, - говорил о ней муж и единомышленник Михаил Матюшин. - Когда она работала над словом, она тут же рисовала, когда она делала акварели - тут же на краю записывала стихи или прозу.

Все, что она делала было настолько достоверным, что когда вышла ее книга «Осенний сон», посвященная памяти умершего сына и наполненная стихами и иллюстрациями о мечтательных юношах, загубленных самодовольными мещанами — никто, кроме самых близких и представить не мог, что никакого сына у Елены Гуро никогда не было. Наверное поэтому она так нестерпимо любила все живое, и ей казалось, что она — «мать всему». В каждой вещи она видела душу или вложенную ее творцом или «полученную ею из наслоений окружающей ее жизни».

Главным в жизни Гуро считала наблюдение. Ее органический метод состоял в том, чтобы уподобить творческий процесс ритму природы.- Природа любит внимательных, только им открывает свои тайны, - писала она в дневниках.

По утрам она приходила к молодой сосне, соизмеряя свое состояние чистоты с ее высотой. Говорила, что в деревья вселяются духи более высокие, чем в людей. Призывала подражать дыханию земли и волокнам облаков.

В мещанстве, хорошей размеренной жизни и, как бы сказали сейчас, гламуре, она видела главную беду, угрожающую людям, молодым мальчикам и девочкам:

- Но вы просто убили своего Васю, принесли в жертву плешивому господину с геморроем, - сегодня эти строчки можно написать на зеркале многих молодых и успешных.

Ее похоронили на старом финском кладбище, на холме с видом на озеро. На ее могиле вместо цветов, венков и скорбных изваяний, муж установил ящик, очень похожий на тот, в котором в парках Москвы сегодня лежат книги для буккроссинга.

Туда он сложил книги с рисунками и стихами Гуро, и написал, что если кто-то хочет узнать, кем была человек, похороненный здесь, может прочитать и посмотреть эти книги. Авангардный художник и после смерти смотрит в будущее.

amp-next-page separator