Любовь как милитаризм
Гладилин работает, не покладая рук. Он и режиссер, и драматург, чьи пьесы с охотой берут и другие постановщики. По его пьесам в России и за рубежом осуществлено на сегодняшний день более 120 постановок, наиболее известные из которых - «Мотылёк» в режиссуре Евгения Каменьковича (мастерская Петра Фоменко) с Полиной Кутеповой и Юрием Степановым, «Тачка во плоти» с Еленой Кореневой и Евдокией Германовой, «Афинские вечера» и «Вышел Ангел из тумана» с великой Ольгой Аросевой и Львом Дуровым, «Ботинки на толстой подошве» с Татьяной Васильевой, Валерием Гаркалиным и Александром Феклистовым… Все и не перечислишь!
Спектакль «Любовь как милитаризм» - это гимн великому противостоянию мужчин и женщин, их стремлению доказать друг другу свое превосходство.
Герои пьесы –одна большая семья, в которой три поколения, и все «воюют»: бабушка с дедом, дочки с мужьями, внучка с молодым человеком. Женщины в спектакле - сильные, непокорные амазонки, со своими убеждениями и философией. И все они служат искусству: бабушка - поэтесса, дочки – балерина, художница и пианистка, внучка делает первые шаги как писатель.Понятно, что с такими мужчинам трудно. Последний, кстати, в этой истории чуть слабее, но они борются за власть, за самоутверждение.
- Петр, почему мужчины и женщины вечно должны воевать, почему им не живется мирно? Это что – неизбежное противостояние, идущее еще с каменного века?
- Да. Это конфликт, который нашел буквальное выражение при переходе от матриархата к патриархату. Я – историк, антрополог, и очень хорошо знаком с этой темой! Но прошло 5 тысяч лет, и конфликт приобрел другие формы. Однако не все так однозначно. В гармонии есть опасность, она уводит нас в состояние нирваны. Конфликты всегда чудовищны, страшны, они сопряжены с огромными потерями, но, тем не менее, боль, борьба заставляют нас почувствовать жизнь. Это наша судьба, и другого нам не дано. В мифологии это космический конфликт между мужчинами - богами и женщинами - богинями.
- Мне показалось, что в спектакле персонажи – женщины намного более яркие, чем мужчины. У мужчин там есть всплески воинственности и мужской силы, но в целом они подкаблучники, как муж балерины.
- Не согласен, не подкаблучники, а личности! Только вот им противостоит сила неравная. Муж балерины в исполнении Дениса Яковлева влюблен в саму идею красоты. Но красота чревата страданиями, болью. Здесь актуальна классическая строка: «Я вижу красоту и кричу от ужаса…» Не только жена предмет его любви, он находит красоту повсюду, он влюблен в море, в бабочек… . Красота - источник его боли, ужаса.
- Знаю, что раньше у вашей пьесы был другой финал. Почему Вы изменили его и сделали хеппи-энд?
- Да, в первоначальном варианте пьесы юные герои заканчивали суицидом. Но меня это мучило, я не хотел этого финала, и я сделал другой – финал надежды. История молодых героев спектакля – это история победы.
- В спектакле остро прозвучал мотив одиночества в роли одной из дочерей, у которой жених в день свадьбы уходит за новыми запонками, встречает на улице другую женщину и больше не возвращается. А героиня не может его забыть и выбирает одиночество.
- Да, это тема одиночества и верности идеалу любви, пусть и через страдания. Но, тем не менее, героиня преодолела травму и нашла в себе мужество жить по-другому – она нашла себя в музыке, музыка - ее религия. Эта пьеса не столько о борьбе мужчин и женщин, сколько о том, что в результате трагедии жизни мы обретаем духовный космос.
- Почему Вы не пошли в военные - ведь Ваш отец был военным?
- Мне не нравится иерархия в армии. Отец хотел, чтобы я стал офицером, но я не умею отдавать под козырек. Мы с отцом решили, что я послужу в армии, а потом решу - идти мне в военное училище или нет. Я отслужил и понял: армия - не мое.
- А в театре Вы не чувствуете давления?
- Я ставлю второй спектакль подряд в "Другом театре". В самом названии заложен смысл - не такой театр как остальные. Основатель и худрук "Другого театра" Сергей Петрейков никогда не давит, он интеллигентный человек.
- Недавно чиновники от культуры предложили запретить школьникам читать сказки Астрид Линдгрен и Шарля Перро, потому что их герои не учат патриотизму...
- Я – комедиограф, это вызывает у меня творческую радость, я рыдаю от смеха. Я получаю от этого колоссальное удовольствие!
- Выдающийся пианист нашего времени Николай Петров сказал как-то, что эпохи серебряного века больше не будет.
- Серебряный век уже уложил наше время на лопатки! Какие были личности! Там подлинное, поэтическое отношение к миру, там грациозные страсти, нежность и высокое безумие. А рядом с этим высоким - наваливающийся идиотизм войн и революций. Ни деньги, ни власть над людьми, ничего нам не даст радости - только поэзия и поэтическое отношение к миру. Ты пишешь стихи, значит - живешь. Я мечтал о том, чтобы спектакль стал большим живым стихотворением. Получилось или нет... Судить зрителю. Приходите.