Нашли отверстия в корпусе: что могло быть причиной крушения самолета в Казахстане
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ среду, 25 декабря, пассажирский самолет потерпел крушение в Казахстане. На борту находились 67 человек, 32 из них удалось выжить. Перед падением самолет несколько раз резко менял траекторию, а уже после крушения на его корпусе обнаружили странные отверстия. Что могло стать причиной авиакатастрофы, «Вечерняя Москва» узнала у экспертов.
Пассажиры слышали взрывы во время полета
Пассажирский самолет авиакомпании Azerbaijan Airlines, выполнявший рейс из Баку в Грозный, потерпел крушение недалеко от аэропорта в казахстанском городе Актау. Перед этим он успел подать сигнал о чрезвычайной ситуации и покружить над несколькими городами.
По данным сервиса Flightradar, вылетев из Баку, воздушное судно успело преодолеть Каспийское море. Над дагестанским городом Каспийск связь с бортом стала прерываться. Вновь его удалось отследить спустя более чем 300 километров над североосетинским городом Ардон. Здесь самолет некоторое время покружил, то снижаясь, то набирая высоту. Затем он отправился в сторону Грозного.
По некоторым источникам, после этого диспетчеры перенаправили воздушное судно в аэропорт Махачкалы, а затем — в город Актау. Во время этих перемещений самолет снова потерял сигнал. Он вновь появился на радарах над морем, недалеко от побережья Актау. Затем он сделал несколько виражей и совершил жесткую посадку в поле.
Позднее выжившие пассажиры рассказали, что во время полета слышали несколько взрывов, после чего воздушное судно еще около двух часов «куда-то летело». По словам одного из потерпевших Субхонкула Рахимова, третий хлопок раздался, когда самолет в третий раз попытался зайти на посадку в одном из аэропортов.
— Был взрыв, я бы не сказал, что внутри самолета. Где я сидел, у меня обшивка рядом отлетела, — вспоминает он.
После этого в ноги Рахимову прилетел неизвестный осколок. Мужчина потянулся за спасательным жилетом, но тот оказался поврежден.
— Жилет взял, смотрю, в жилете дырка — осколком пробило. После этого взрыва как раз между ног у меня где-то там вот этот осколок прилетел и попал, он жилет насквозь пробил, — рассказал он. Позднее на корпусе самолета заметили большое количество отверстий.
По данным некоторых источников, именно в этот момент территория Ингушетии, Северной Осетии и Чечни подверглась атаке беспилотников. В частности, обломки одного беспилотника упали на торговый центр во Владикавказе. В МЧС Чечни якобы отрицали, что республику атаковали БПЛА. Позднее глава совбеза Чеченской Республики Хамзат Кадыров подтвердил факт атаки беспилотниками по Грозному. Кроме того, в пресс-службе аэропорта столицы Чечни сообщили, что самолет направили в Актау из-за тумана в Грозном. Официально план «Ковер» не объявлялся на Кавказе.
Почему борт мог лететь по такой траектории
Заслуженный военный летчик России, генерал-майор в отставке Владимир Попов рассказал «Вечерней Москве», что самолет мог пропасть с радаров из-за устаревших устройств, которые подают сигнал диспетчеру. По словам эксперта, помехой для таких устройств могла стать гористая местность, над которой пролетал азербайджанский борт.
— Если у экипажа пропал сигнал, диспетчеры должны поддерживать связь с пилотами по радио. В этом случае самолет как бы не отображался на радарах, но за ним все равно внимательно следили, его не теряли. А если после пропажи сигнала с пилотами никто не связался, то тут уже можно говорить о халатности, — пояснил летчик.
Он отметил, что во время полета пилоты могли заметить в воздушном судне техническую неисправность. Из-за этого, по его словам, они якобы начали вырабатывать топливо, кружа над Северной Осетией: такие действия прописаны в соответствующей инструкции. Попов также предположил, что в дальнейшем самолет мог не приземлиться в Грозном из-за угрозы атаки беспилотников или нелетной погоды.
— Если в самолете все-таки произошло что-то серьезное, что-то конкретно сломалось, его бы направили в ближайший аэропорт. Конечно, мы не знаем, какая там была погода — быть может, нелетная. Но все равно его отправили за море, в Казахстан, это вызывает вопросы, — рассуждает он.
Откуда взялись «странные отверстия» на борту самолета
К настоящему моменту в Сети выдвинули сразу несколько версий о причинах крушения самолета. По одной из них, к авиакатастрофе привела техническая неисправность, по другой — воздушное судно якобы мог атаковать украинский беспилотник. Версия об обстреле со стороны дрона допускается из-за появления «странных отверстий», которые обнаружили на корпусе самолета после крушения.
Попов в свою очередь пояснил, что иностранный беспилотник или ракета привел бы к более серьезным повреждениям. По его словам, отверстия в самолете могли пробить камни, которые отлетели в него при жесткой посадке.
— Если бы самолет обстреляли, он был бы изрешечен как дуршлаг. Второй момент: беспилотники, которые с Украины долетают до Дагестана, Чечни и так далее, это большие машины. Если бы один из таких дронов столкнулся с самолетом, тот бы сразу упал. До Казахстана он бы точно не долетел, — подчеркнул он.
Как считает эксперт, причин крушения самолета могло быть одновременно несколько. Например, из-за холодной погоды часть корпуса могла обледенеть, из-за чего борт не мог нормально продолжать путь. Кроме того, в двигатель могла попасть одна или даже несколько птиц. Также, по словам эксперта, положение пилотов могла усугубить техническая неисправность.
Также существует версия, согласно которой отверстия в корпусе самолета пробили осколки якобы сбитого в воздухе беспилотника. Попов согласился с этим вариантом, но отметил, что в этом случае в отверстиях обязательно остались бы осколки дрона.
— Мы бы в этих отверстиях могли найти детальки, которые пробили самолет. Когда такое изделие (дрон — прим «ВМ») рассыпается в воздухе и ударяется о самолет, то на такой скорости какие-то осколки обязательно остались бы. Это выяснит уже следствие, — считает эксперт.