Альберт Филозов: «Если вспоминаю о дне рождения, начинаю считать, сколько прожил и сколько мне осталось»
Альберт Леонидович по-прежнему много работает в театре, а сейчас параллельно с этим снимается в четвертой части комедийного фильма «Елки». В эксклюзивном интервью нашему корреспонденту актер рассказал, почему никогда не отмечает свой день рождения, о том, как воспитать талантливого актера и о новом мюзикле по гоголевской «Шинели», который будет поставлен «Школой современной пьесы» в новом театральном сезоне.
- Альберт Леонидович, позвольте поздравить вас с днем рождения и узнать, как вы собираетесь отмечать свой личный праздник?
- Никак. Я вообще не отмечаю дни рождения. Даже думать о нем не хочу. Если вспоминаю о дне рождения, то сразу начинаю считать, сколько я прожил и сколько мне осталось. Поэтому я надеюсь весь день работать и не принимать никаких поздравлений. Я отмечаю День Ангела. А поскольку крещен я в честь благоверного князя Александра Невского, то буду праздновать 12 сентября.
- А как получилось, что вы были крещены именем Александр?
- Я принял крещение уже будучи взрослым человеком. И сам выбрал имя именно этого святого, потому что он крепкий, воинственный и в сложных ситуациях спасал Русь.
- Вы за праздниками православными следите и посты соблюдаете, я правильно понимаю?
- Да. Совершенно верно.
- Вы сказали, что хотите провести этот день на работе. Расскажите, где сейчас снимаетесь?
- Сейчас снимается четвертая часть фильма «Елки». Я, правда, не видел ни одной из трех предыдущих. В новой картине я играю отца главного героя. Скажу, что сценарий забавный, все герои очень занятные и смешные, а играют их хорошие актеры. Снимает естественно Тимур Бекмамбетов. Вообще это моя профессия, и если мне предлагают сниматься и мне не стыдно, я соглашаюсь.
- В продолжении темы кино хотелось бы узнать, почему, на ваш взгляд, сейчас в России так мало снимают хороших и добрых детских фильмов? Целое поколение, да и я в том числе, выросло на «Мэри Поппинс, до свидания!», где вы исполнили роль отца семейства - мистера Бэнкса.
- Это вопрос скорее не ко мне, а к режиссерам или Союзу кинематографистов. Денег не дают, наверное, потому и не снимают, а может и некому, потому что умерли многие, прежде всего кинорежиссер Леонид Нечаев, который делал такие фильмы. Но, впрочем, я не думаю, что это зависит от того, кто жив, а кто умер. Сейчас вся проблема в том, чтобы найти деньги. Нет проката русского кино, поэтому и фильмы себя не окупает.
- Часто актеры говорят о предубеждении против съемок в сериалах. Но вы в них работали и не раз. У вас иное к ним отношение?
- Я снимался у режиссеров, которым я доверяю и которые могут что-то сказать актеру. Часто же как снимают: по серии в день и режиссерам уже некогда и нечего сказать актерам. Они идут просто по сюжету и все. К таким проектам я не отношусь всерьез.
- Альберт Леонидович, лето – пора вступительных экзаменов в театральные вузы. Вы были мастером одного актерского курса во ВГИКе с 1991 по 1995 годы совместно с Арменом Джигарханяном. Почему с тех пор вы больше не проводил набора? При этом вы продолжаете преподавать в РАТИ.
- Я вообще больше не хочу и преподавать. Заниматься с актерами меня, можно сказать, заставил художественный руководитель нашего театра Иосиф Райхельгауз. У него актерско-режиссерский курс. Я не знаю, чему можно сейчас учить актеров. Не знаю, потому что молодые люди снимутся где-нибудь в сериале – и вот они уже ощущают себя звездами.У нас, правда, другая практика. Люди которые приходят на курс Райхельгауза (а у нас заочное отделение), обычно уже немного работали в театре или в подобных заведения. Они что-то уже знают о профессии. Многие из них участвуют в спектаклях нашего театра. И это самый нормальный путь воспитания актера. Раньше же не было такого количества учебных заведений, я имею в виду, до революции. Люди обучались профессии в театрах. И это естественный путь. Сначала получить азы профессии в театре, а потом уже поступать в Академию. А она, возможно, должна быть одна на всю страну. И поступать в нее, когда человек уже понимает, чему он должен научиться. Практика гораздо важнее.
- А еще на вступительных экзаменах можно понять, получится ли из этого человека хороший артист или нет?
- Райхельгауз принимает иногда людей, которые обладают интересной индивидуальностью, в расчете на то, что из него получится хороший актер. Но это часто бывает обманчиво. Человеческая индивидуальность и актерская – это несколько разные вещи. Актерство связано с некими профессиональными навыками. А часто кроме индивидуальности человек ничего не может продемонстрировать. Это уже зависит от того, как человек учится профессии и понимает ее.
- А чему сложнее всего научить молодого актера?
- Я думаю тому, что самое главное в произведении и в роли – это тема. Не сюжет, а именно тема: про что это? Какие чувства? Какие мысли? Это важно. Человек, который только-только пришел сниматься, плывет как в замечательном бассейне, ему не страшно, ему комфортно, вода теплая… А в море открытом плыть гораздо сложнее. И я думаю, что художник в театре и в кино плывет как раз в открытом море, ему надо держаться темы, человеческих чувств, для того, чтобы не врать и не утонуть в море лжи.
- Скажите, а отношения с воспитанниками своими поддерживаете?
- Многие из моих учеников работают у нас в театре. Встречаю иногда и прежних учеников. Но я человек занятой, все-таки работаю в театре, у меня много ролей. И свободного времени чем дальше, тем меньше остается.
- Над чем сейчас вы работаете в «Школе современной пьесы»?
- Мы недавно выпустили премьеру «Последний ацтек» по пьесе «Потерпевший Гольдинер» Шандеровича. Я там играю с Татьяной Веденеевой. Начали готовить и новый спектакль. Наш постоянный автор Вадим Жук принес стихотворную композицию по «Шинели» Гоголя, а музыку к ней сейчас пишет Максим Дунаевский. Начало мы уже слышали и даже разучивали. В конце мая у нас в театре был юбилейный вечер, и мы там продемонстрировали зрителям самое начало постановки. Не знаю пока, сколько написал Максим, но к осени он обещал нам выдать еще материал. Получится своего рода мюзикл. И хочу заметить, будет он очень интересным!
СПРАВКА
Альберт Леонидович Филозов родился 25 июня 1937 года. Советский и российский актер театра и кино, педагог ВГИКа, профессор РАТИ. Народный артист Российской Федерации. Снялся более чем в 100 фильмах, активно играет в театре