Режиссер Анна Меликян, получившая приз как Лучший режиссер за фильм «Звезда» во время церемонии закрытия 25-го открытого российского кинофестиваля «Кинотавр».  / Фото: ИТАР-ТАСС

На Московском кинофестивале родилась «Звезда»

Развлечения
Обозреватель "Вечерней Москвы" - о показанном на Московском кинофестивале новом фильме Анны Меликян.

20-летняя Маша (Тина Далакишвили) в костюме русалки (Меликян передает то ли нежный привет своему предыдущему фильму, то ли иронизирует над ним) плещется в аквариуме в ночном клубе - такая у нее работа. На самом деле она хочет стать кинозвездой, но для этого нужно серьезно поработать над собой - изменить форму ушей, накачать губы и грудь силиконом, сделать операцию на ногах ("по всем стандартам между ногами должно быть четыре просвета, а у меня всего один"). Денег на это великолепие нет. Эффектная 30-летняя блондинка Рита (Северия Янушаускайте) стоит посреди роскошной квартиры олигарха (Андрей Смоляков) и размышляет о том, не открыть ли ей благотворительный фонд помощи бездомным: остальных обездоленных уже успели расхватать другие приличные люди. Рита очень хочет выйти замуж за олигарха, но никак не может забеременеть. Однако еще больше она хочет красоваться на обложках глянцевых журналов - такая у нее цель. Пока же ее ненавидит 15-летний сын миллиардера (Павел Табаков) от первого брака, который вместо того, чтобы ходить в школу подрабатывает уборщиком в ночном клубе с плещущимися в аквариуме русалками - такая у него форма подросткового бунта. После очередного посещения врачей Рита узнает, что ни свадьбы, ни ребенка, ни обложек у нее не будет - жить ей осталось максимум три месяца.

Анна Меликян в ландшафте российского кинематографа, не знающего середины (либо неуклюжие "блокбастеры", либо декадентский артхаус за три копейки), всегда выглядела нездешней птицей. Ее предыдущие работы были более-менее попыткой говорить со зрителем на языке американского инди - неслучайно "Русалка" взяла в свое время один из главных призов фестиваля в Сандэнсе. Если обозначить картины Меликян каким-нибудь емким определением, то самым подходящим будет современная городская сказка (пусть оккупировавшее это определение фэнтези подвинется).

"Звезда" - тоже сказка, только теперь в качестве основного референса тут отчетливо маячит мыльная опера с ее смертельными диагнозами, отбившимися от рук детьми "золотого миллиарда" и душераздирающими поворотами сюжета, которому простительны некоторые натяжки и нестыковки. "Звезда" смело идет брататься с "Высокими каблуками" и "Кикой" Альмодовара. И - вот что по-настоящему отрадно - не выглядит на их фоне бедной родственницей.

Все основные персонажи "Звезды" - не те, кем они кажутся. Подруга миллиардера Рита до поры не показывает, насколько она его ненавидит. Влюбленный сын олигарха скрывает от Маши, что он богат. Маша - эталон юной дуры и жертвы глянца - тоже далеко не так проста, как кажется. Но об этом зритель узнает не раньше, чем за пять минут до титров - финал "Звезды" ставит все с ног на голову (ну или наоборот), изящно закольцовывая сюжет. Богатая Рита и бедная Маша в какой-то момент в буквальном смысле примеряют шкуру друга, обмениваясь одеждой. Меликян возвращает все на исходные позиции: параллельные прямые пересеклись, трансформировались и разошлись. Доктор, сделайте мне ноги, несмотря ни на что.

amp-next-page separator