Эдгар Дега: летописец танца
«Нет искусства, - говорил о себе художник, - менее непосредственного, чем мое. То, что я делаю, есть результат размышлений и изучения великих мастеров, о вдохновении, непосредственности и темпераменте, я не имею понятия…».
Мастер передачи движения и точно выверенной композиции, он стал одним из первых художников, изображавшим на своих полотнах «своеобразие движений людей в зависимости от их профессии». Эдгар Дега более всего известен публике как художник балета и, действительно, никакие другие сюжеты, кроме разве что лошадиных скачек, не привлекали его так сильно. Этими образами он был пленен еще в 1870-е годы и до последних дней жизни был верным почитателем этого искусства.
Однажды в ответ на вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, он неохотно откликнулся: «Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Балет Дега это не просто классический балет, а балет «обнаженный». Изображенные им балерины, как и все модели, которых он рисовал, как бы застигнуты врасплох, в ненужный, неподобающий момент.
В своих картинах Дега изобразил балет, который не видел никто, балет «без свидетелей». Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной жизни.
«Танцевальный класс» (1973-1875)
Многие парижские художники были завсегдатаями оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих муз. Но для Дега интерес представляли не столько отдельные танцовщицы, сколько сам балет вообще, его привлекали не блестящая сцена, а закулисье, не красота исполненных танцевальных фигур, а упорный труд и череда репетиций, предшествовавших «выходу к зрителю». Именно в «репетиционных» полотнах Дега прослеживается двойная работа художника - разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.
Сцена в картине «Танцевальный класс» представляет перерыв во время урока танцев, когда можно отдохнуть. В центре зала для репетиций стоит уже не молодой балетмейстер Жюль Перро, опираясь на свою палку. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу. Перро беседует с балериной с зеленой лентой на пачке. Световое решение картины и почти прозрачное тонким слоем наложение краски дают эффект реальности сцены. Эта большая картина Дега с изображением сцены урока танцев была написана им по заказу известного баритона и коллекционера Жана-Батиста Фаре.
«Балетный класс» (1881)
Вот одна из записей в «Дневнике» Эдмона де Гонкура: «Вчера я провел целый день в мастерской удивительного художника по имени Дега. После множества попыток, опытов, прощупываний во всех направлениях он влюбился во все современное, а в этой современности остановил свой взгляд на прачках и танцовщицах. В сущности выбор не так уж плох. Все - белое и розовое; женское тело в батисте и газе - самый очаровательный повод для применения светлых и нежных тонов… Перед нашими глазами проходят танцовщицы… Картина изображает балетное фойе, где на фоне светлого окна вырисовываются фантастические очертания ног танцовщиц, спускающихся по лестнице; среди всех этих раздувающихся белых облаков реет красное пятно шотландки, и резким контрастом выступает смешная фигура балетмейстера. И перед нами предстают схваченные в натуре грациозные изгибы тел, повороты и движения этих маленьких девушек. Художник показывает свои картины, время от времени дополняя пояснения воспроизведением какой-нибудь хореографической фигуры, имитацией, говоря языком танцовщиц, одной из арабесок. И поистине забавно видеть, как он, стоя на носках, с занесенными над головой руками, смешивает эстетику танца с эстетикой живописи, рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и силуэтности Мантеньи».
При этом для Дега не существовало некоего идеала, наоборот недостаток, случайность или неловкость движений ценились им больше, чем прозрачный отработанный трюк. Балерина Дега лишена всякой одухотворенности. Ее танец это всего лишь ряд движений, конструкция, которая в любой момент может быть нарушена допущенной ошибкой.
Чтобы привлечь внимание к главному фрагменту в картине «Балетный класс», Дега нарисовал ярко-желтый пояс и такие же яркие пуанты у балерины слева. Причем картина как-будто «разрезана» надвое по диагонали, слева красота движений, справа хаос и беспорядок. Между этими «полюсами» - незаполненное ни одной деталью пространство - один из приёмов мастера.
В дальнем от зрителя углу танцевального класса три девушки репетируют, не обращая внимания на своего учителя, еле заметного за фигурками девушек, поправляющих свои платья. Девушки слишком поглощены своим занятием и по замыслу автора, словно «выпадают» за край полотна. Сидящая на стуле дама, читающая газету, вообще никак не связана с происходящим, являя собой скорее ироничное дополнение.
«Балерина у фотографа» (1873-75)
Еще одна картина, нарисованная маслом, что было для Дега редкостью, с 1870 года работавшего исключительно пастелью. В зимних сумерках, в холодном пустом пространстве ателье фотографа танцовщица позирует для снимка. Художник схватывает момент, когда, пытаясь принять перед зеркалом эффектную позу, балерина едва не потеряла равновесие. Неудавшийся арабеск заставил ее сделать неловкое движение. Пышная розовая туника, тщательно уложенная прическа и оттеняющая ее черная бархотка на шее, делают героиню трогательно-беззащитной. Вид отчужденного замерзшего Парижа за окном усиливает чувство одиночества.
Вершиной балетной темы Дега, как и всего его творчества, признана картина «Голубые танцовщицы» (1898 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина). Четыре балерины в голубых балетных пачках в ожидании выхода на сцену поправляют свои наряды. Ракурс «вид сверху» и непрерывное плавное движение, переданное в картине, создают у зрителя ощущение танца. Здесь, как и во многих его работах, сказалось увлечение Дега фотографией, что заметно, например, по асимметричности композиции и спонтанности обреза краев изображения.
Предпочитая пастель, Дега открыл свой способ обработки пастели – паром, от этого краска размягчалась и ее можно было растушевывать кистью. Создавалось ощущение размытости, зеркальности. В своих поздних работах, Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, она приобретала подобие масляной краски, и он кистью накладывал ее на холст.
Кстати до недавнего времени картина Дега «Отдыхающая танцовщица» оставалась самой дорогой пастелью, заработав 37 миллионов долларов на нью-йоркских торгах Sotheby’s в ноябре 2008 года.
Еще при жизни Дега, когда ему исполнилось 80 лет, одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму - 478 000 франков. Это была самая высокая цена, когда-либо назначавшаяся за картину художника-импрессиониста. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену (Жан Луи Форен художник график) придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».