Перед этим горем гнутся горы

Развлечения
Балетный сентябрь порадовал москвичей новой встречей с гостем из Петербурга – Театром Бориса Эйфмана. Сначала он украсил своим участием концерт «Kremlin Gala. Звезды балета XXI века», а затем в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» хореограф представил на сцене Большого театра одну из последних своих работ – балетный диптих «Реквием», московскую премьеру которого он посвятил трагедии Бабьего Яра.

Для репертуара Бориса Эйфмана это название не новое. В 1991 году он ставил одноактный спектакль на музыку «Реквиема» Моцарта. Нынешний балет – это двухчастная пластическая месса о невинно убиенных и пострадавших за стремление быть свободными, в которой заупокойная песнь сливается с гимном вечной жизни.

Первая часть, поставленная по мотивам поэмы Анны Ахматовой «Реквием» на музыку камерной симфонии Дмитрия Шостаковича «Памяти жертв фашизма и войны», воссоздает страшную картину тюремных застенков, в которых томятся жертвы бесчеловечного диктаторского  режима. Время от времени их мучения прерываются воспоминаниями о прежней мирной жизни, что только усиливает ужас происходящего.

Вторая часть – новая редакция спектакля Эйфмана 1991 года – стала своеобразным послесловием к человеческой драме и скорбной литургией «Покой вечный даруй им, Господи, и свет вечный да светит им» на музыку моцартовского «Реквиема».

Балет Эйфмана не имеет развернутого сюжета, есть только фабула, но персонажи и характеры в нем присутствуют. Связующим образом обеих частей является фигура Матери (Юлия Манжелес), которая скорбит и  страдает о трагических судьбах близких и неблизких, прежде всего Сына и Мужа. Хореограф смело соединяет уже найденные пластические метафоры душевной неволи с вновь придуманными состояниями и переживаниями персонажей.

Запеленутые в саван тела, изломанные линии и острые углы рук, сакральные фигуры массовых сцен, которые образуют то хаотичную толпу, то хоровод, то вереницу «живых мертвецов», то военное каре, то надгробные памятники, передают неутихающую  боль, которая пульсирует  в каждой строке ахматовского «Реквиема», наполняя сердца людей траурными образами тех страшных лет.

Исполнители работают виртуозно и актерски, и пластически. Олег Габышев, Сергей Волобуев, Евгений Гриб, Эльдар Янгиров, Любовь Андреева создают безымянные, но зримые образы.

«Мир человеческих страданий бездонен, – считает хореограф-философ Борис Эйфман. – Но в самом течении жизни скрыта божественная непрерывность бытия, которую гениально воспел в своем «Реквиеме» Моцарт. Слушая его произведение, ощущаешь дыхание вечности. Тревоги и опасения исчезают, ты пронизан предчувствием вселенской тайны».

amp-next-page separator