Сергей Пускепалис: Люди, если будете уважать сами себя, то поймёте, что от вас зависит куда больше, чем от Запада, либералов, от власти...

Развлечения
Один из лучших театральных режиссеров страны Сергей Пускепалис пробует себя в новом качестве. Пускепалис снял художественный фильм. В эксклюзивном интервью корреспонденту "Вечерней Москвы" Сергей Пускепалис рассказал о своем режиссерском дебюте, об отношении к "Левиафану" Звягинцева и о том, почему он не будет снимать кино про "рашку-говняшку".

С режиссером Сергеем Пускепалисом, засыпанным с ног до головы мокрым снегом, мы столкнулись нос к носу в фойе госпиталя Бурденко, куда Пускепалис пришел навестить переведенного в общую палату Эльдара Рязанова.

- Бегу к Эльдару Александровичу прямо из-за монтажного стола, - признался режиссер, - сдавая старенькой гардеробщице промокшую куртку. - Монтируем фильм «Клинч».

- Расскажете подробнее?

- Вообще-то, я терпеть не могу давать интервью. Я обычно отвечаю общими фразами, - улыбнулся Пускепалис, - не понимаю, зачем я журналистам я до сих пор нужен.

- Наверное, потому что вы хорошо улыбаетесь...

- Я улыбаюсь не потому что добрый, а от стеснения. Ну, раз уж вы меня поймали – спрашивайте.

Сергей Пускепалис. / Фото: kinopoisk.ru

- Сергей, а мне кажется или я действительно видела спектакль с тем же названием, что и будущий фильм?

- Да, я ставил его в Уфе и успех был просто запредельный. И это сподвигло нас с автором пьесы Алексеем Слаповским написать киносценарий.

- Ваш главный герой – учитель, поэтому очевидно, что «Клинч» будут сравнивать…

- «С географом, пропившим глобус» (занудным механическим голосом). Это очевидно, но фильм не об этом. Я снимал фильм не про учителя, а про человека. Может быть, Алексей Слаповский, который в прошлом был учителем, закладывал такой смысл, а я – нет.

- В пьесе есть сцена, когда жена учителя предлагает убить его бывшую ученицу-вымогательницу. Это тема о том, что для того чтобы справиться со злом, нужно самому стать злом. Как в «Левиафане» Звягинцева.

- Ну нет, ничего общего у нас с «Левиафаном» нет и быть не может, кроме актера Алеши Серебрякова, который играет в фильмах главные роли. У меня иные эстетические взгляды. Я рад, что «Левиафан» получил «Золотой глобус». Но, к сожалению, премия – американская, и не исключаю, что преференции к фильму возникли потому, что это кино про то, как в России все плохо.

- Вы не согласны с этим?

- Категорически нет. Я - патриот.

- Напомните ваше происхождение, пожалуйста.

- У меня мама из Литвы, папа из Болгарии. Но по поводу своих настроений постоянно ссорюсь с братом. Потому что разделяю российскую позицию на многие вопросы. Конечно, я тяжело отношусь к тому, что происходит на Украине. Это Сорочинская ярмарка, морок, пришедший с Запада, для которого Россия - кость в горле. Я сам ездил на Майдан, уговаривал украинцев одуматься. То, что произошло там - страшно. Этот конфликт отбросит Украину лет на пятьдесят назад. И все будут о нее ноги вытирать, кроме русских, которые опять поймут и поддержат. Но я не понимаю украинцев. Это все равно что мой сын, которого я люблю, сказал бы: Папа, ты зло. И что тут делать.

- Герой «Клинча»,  когда бывшая ученица украла его портфель, бросает в нее палку...

- Может быть, и я бы тоже бросил. Но все-таки фильм не об этом. Петр Фоменко, у которого я учился, говорил о том, что необходимо испытывать восторг жизни. И я с этим согласен. Поэтому картина «Клинч» в том, чтобы напомнить: люди, если будете уважать сами себя, то поймёте, что от вас зависит куда больше, чем от Запада, либералов, от власти...

- Отличается работа театрального режиссера и режиссера кино?

- Конечно! Это совсем другая степень ответственности. В театре режиссер может запросто взвалить ответственность на плечи актеров. Все-таки они проводники идеи. И, в случае чего, всегда сказать: ничего не знаю, это все актеры виноваты. В кино такой номер не пройдет. Это очень авторитарный вид искусства. Режиссер на монтажном столе делает то, что хочет. И поэтому результат - личная ответственность режиссера.

Фото: тасс

- Так что, если что-то зрителю не нравится…

- То все помидоры пусть бросают в меня.

- Долго ли ждать?

- Думаю, увидеть фильм можно будет где-то к ноябрю. Но, сразу скажу, что автору пьесы, Алексею Слаповскому, мое кино понравилось. А он строго относится к телевизионной продукции.

- А почему вы сняли фильм по пьесе Слаповского? У нас больше нет достойных авторов?

- Что вы, авторов сколько угодно. А те, кто говорят, что у нас мало хороших текстов – врут и мало читают.

- Какая книга, кстати, открыта на рабочем столе?

- «Благоволительницы» Литтела. Как раз дочитываю последние страницы. Это страшная и сильная книга.

- Поставить не думаете?

- Это невозможно. Надо быть, как минимум, Сергеем Урсуляком.

- Ну и традиционный вопрос о планах на будущее.

- У меня 29 января запланирован вечер «Простые вещи» в киноклубе «Эльдар». Сам не понимаю что будет, поэтому невыразимо стесняюсь. Мне всегда неловко выступать перед людьми, я смущаюсь страшно, мне все время кажется, что я не на своем месте. Так что эта встреча сейчас занимает все мои мысли.

Актер Сергей Пускепалис на пресс-показе фильма «Черное море» в кинотеатре «Формула-Европа».  / Фото: Светлана Боброва/ТАСС

СПРАВКА «ВМ»

Сергей Пускепалис долгое время был известен как актер и театральный режиссёр, проработавший во многих театрах страны. Сергей Пускепалис не побоялся в своём вполне зрелом возрасте ещё раз дебютировать – на этот раз в качестве кинорежиссёра. В ноябре на экраны выходит фильм «Клинч», снятый по пьесе Алексея Слаповского.

КСТАТИ

29 января в 19-00 в киноклубе «Эльдар» состоится творческий вечер «Простые вещи», в котором примут участие сам Сергей Пускепалис и его друзья:

Алексей Попогребский, Алексей Слаповский, Игорь Золотовицкий, Вера Сторожева, Олег Погодин, Станислав Дужников, Константин Тарасов…

Часть денежных средств, вырученных от продажи билетов, будет перечислена в благотворительный фонд "Подари жизнь".

amp-next-page separator