Каким кино нас угощали!

Развлечения
Завершил свою работу 37-й Московский международный кинофестиваль. Своими впечатлениями об этом важном для всех любителей кинематографии событии с «Вечеркой» поделились его участники, организаторы и кинокритики.

Московский международный фестиваль (ММКФ) в последние годы вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, статус большого фестиваля — иллюзия. Действительно, демонстрируется много картин со всего мира и лучших, но по-настоящему всех интересуют только российские — их победы или проигрыши. При этом не помню, чтобы фильмы из международного конкурса фестиваля, даже получившие главный приз «Золотой Георгий», кроме российских, потом выходили в прокат: ни один кинотеатр их не показывает...

Из этого следует вывод, что ММКФ — не то чтобы мероприятие, как говорится, для своих, а скорее, для того, чтобы продолжать называться Международным кинофестивалем класса «А».

Замечу, что я посещаю все ведущие фестивали мира, и деления на классы уже не существует.

С другой стороны, наш кинофестиваль — колоссальный праздник для всех, кто любит кино. Привозится большое количество прекрасных картин, которые при других обстоятельствах никогда не были бы показаны. Достижение фестиваля — программа Андрея Плахова «Тропическая эйфория», с редкими фильмами Вьетнама, Таиланда, Китая. Удалась программа Стаса Тыркина «Фильмы, которых здесь не было». Замечательная программа Петра Шепотинника «Восемь с половиной фильмов», в которую вошел уникальный фильм иранского режиссера Джафара Панахи «Такси»...

Не могу не сказать о том, что фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» достоин того, чтобы ему дали кворум доверия, и это произошло на Московском кинофестивале...

Я глубоко убежден, что необходимо отказаться от принципа показа исключительно новых картин в конкурсной программе.

Если бы в ней сошлись яркие, качественные фильмы, сделанные разными режиссерами и показанные на других фестивалях, это принесло бы большую радость публике, которая, как я уже сказал, эти фильмы долго еще не увидит. Зрителю интереснее встретиться с картиной не малоизвестного режиссера из Болгарии, Финляндии, а с тем же Терренсом Маликом (его фильм «Рыцарь кубков» был показан на фестивале, но в программе «Тропическая эйфория»)...

Не могу не сказать об атмосфере кинофестиваля. Она — удивительная. Люди приходят смотреть кино, ради чего тратят время, деньги (билеты стоят недешево), и это говорит о том, что Московский кинофестиваль необходим.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Кирилл Разлогов, программный директор ММКФ:

- Экономический кризис отразился и на прошедшем кинофестивале. Так, вместо 18 конкурсных фильмов было показано всего 12, и по регламенту это — минимум. Был урезан бюджет фестиваля — формально на 10 процентов, а реально на все 40 — в связи с новым курсом доллара. Впервые за историю ММКФ пришлось менять конкурсные фильмы из Франции, Америки, Италии на другие: из-за неблагоприятного политического климата их режиссеры не смогли приехать, а их присутствие — обязательное условие конкурсной программы.

Готовы были приехать продюсеры и прокатчики картин, но фестивали класса «А», к которому относится Московский кинофестиваль, предъявляют требование, чтобы сам автор отвечал за свою работу.

Виктор Сухоруков, актер:

- У меня на 37-м кинофестивале состоялся своеобразный дебют: фильм с моим участием — «Орлеан» Андрея Прошкина — впервые вошел в конкурсную программу. Да, долго я ждал этого события. За роль экзекутора в «Орлеане» я бился. Даже согласился на длительные пробы, хотя уже давно меня утверждают без них.

Казалось бы, что пробовать Сухорукова, когда все его знают как облупленного? Но режиссер видел в роли экзекутора другого артиста, и мне необходимо было убедить его, что это моя роль, и я сыграю ее хорошо. В моей фильмографии подобных ролей еще не было!

Жаклин Биссет, член жюри ММКФ:

- Столько людей, обожающих кино, я не видела ни на одном фестивале, кроме московского. А это значит, что у него большое будущее. Меня поразили все три российских фильма («Милый Ханс, дорогой Петр» режиссера Александра Миндадзе, «Орлеан» Андрея Прошкина и «Авентур» Ирины Евтеевой. — «ВМ»). Сделаны они в разных жанрах, и каждый из них — новаторский. В Америке, где я живу, практически не показывают российское кино. А ваш кинематограф может конкурировать и с европейским, и с американским, и с азиатским. При этом он должен сохранить свою уникальность.

ГЛАВНЫЕ НАГРАДЫ ММКФ

● Лучший игровой фильм — «Лузеры» (реж. Ивайло Христов, Болгария)

● Лучший документальный фильм — «Земля картелей» (реж. Мэттью Хейнеман, США — Мексика)

● Лучший короткометражный фильм — «Метод ведения наблюдения» (реж. Ким Юхна, Южная Корея)

● Лучший режиссер — Фредерикке Аспек (Дания)

● Лучшая женская роль — Елена Лядова (Россия)

● Лучшая мужская роль — Еркебулан Даиров (Казахстан)

● Специальный приз жюри — экспериментальный фильм «Арвентур» (Ирина Евтеева, Россия)  

amp-next-page separator