Программный директор XXXVII ММКФ Кирилл Разлогов / Фото: РИА-НОВОСТИ

Хороший Год российского кино

Развлечения
2016 год был объявлен Годом кино. О том, что сделано и не сделано, снято и прокатано, оценено и недооценено, - рассказывают «ВМ» лучшие кинокритики России и мира – Кирилл Разлогов и Леонид Павлючик.

Кирилл Разлогов (культуролог, программный директор Московского Международного кинофестиваля):

- Интерес зрителей к российскому кино в течение года не увеличился, как, впрочем, и не уменьшился. Но этому есть объяснения. Дело в том, что фильмы, которые вышли в этом году на экран, были задуманы раньше,  и их ждала прошлогодняя аудитория. Случилось так, что фильм Николая Лебедева "Экипаж" вошел в десятку самых кассовых фильмов года, и это, конечно,  успех.

Стабильную кассу делают российские анимационные фильмы, при том,  что можно спорить об их качестве. Были фестивальные успехи, были дискуссии, и много споров о дальнейшем пути отечественного кинематографа. Из вещей принципиальных: совпадение с Годом кино идеи создания нового типа фильмов с условным названием "арт-мейнстрим". Это такие фильмы, которые рассчитаны на массовый интерес зрителя, и представляют художественную ценность.

Кстати, первые опыты в направлении "арт-мейнстрима" мы увидели в этом году: фильм Алексея Мизгирева"Дуэлянт", "Ледокол" Николая Хомерики. На мой взгляд, по замыслу эти картины интересные, но из-за попытки приспособиться к критериям мирового кинематографа и проката снизили зрительский потенциал в России. Замечу, что  не согласен с мнением моих коллег, согласно которому "Дуэлянт" - провальная в плане кассы картина. Думаю, что фильм окупится за счет зарубежного рынка.

Что касается фестивальных успехов, то в этом году их было меньше, чем в прошлые годы. Отчасти это связано с международной обстановкой, вызванной некоторой усталостью в мире от фестивальных российских фильмов. Увы, такая тенденция существует. Запад считает, что наше фестивальное движение застыло на прежнем уровне. Зато диапазон фильмов на внутреннем рынке был большой, и дискуссии по ним проходили  бурные. Кто-то говорит, что "Кинотавр" был провальным, а фестиваль "Окно в Европу" успешным, а кто-то наоборот. На мой взгляд, на фестивале российского кино "Окно в Европу" было больше экспериментального поиска. По общему признанию, открытием года стало кино Якутии, Бурятии и других регионов России. Безусловно, это радует и вселяет надежду.

Проект возрождения кинотеатров Малых городов, на мой взгляд, удалось реализовать наполовину. Много кинотеатров переоснастили новым оборудованием, только далеко не во всех регионах в эти кинотеатры пошел зритель.

Необходимо было осуществить централизацию производства фильмов, поддержку региональных центров, российского проката, и,  в первую очередь, качественного высокохудожественного кинематографа, а также создавать кинотеатры для показа авторских фильмов, включить региональные фильмы в российский прокат. К сожалению, это не только не было сделано, но даже и не запланировано. Этот Год кино прошел под девизом: "Поддержки кинопроизводства", а хотелось бы коррективу: "Поддержки высокохудожественного кинопроизводства".

Я бы оценил мероприятия Года кино на «твердую четверку». Хорошо, что в таких сложных условиях удалось выжить и даже повысить некоторые показатели. К счастью, мы ничего не потеряли, - и это уже достижение. 

Кинокритик, блогер  Леонид Павлючик поделился своими выводами с «ВМ»:

- Многие пишут в соцсетях и СМИ, что Год кино в России с треском провалился. А, по-моему, это был редкостно удачный год для нашего кино. Появились такие интересные, яркие фильмы, как "В лучах солнца" Виталия Манского (вообще-то чистой воды шедевр, удостоенный 30 призов на международных кинофестивалях), "Ученик" Кирилла Серебренникова, номинировавшийся на европейский и азиатский «Оскары», "Коробка" Эдуарда Бордукова, собравшая гроздь наград по всему миру, «Зоология» Ивана Твердовского, побывавшая на 40 фестивалях…

А еще были "Его дочь" Татьяны Эверстовой, "Дама пик" Павла Лунгина, "Кеды" Сергея  Соловьева, "Вся наша надежда" Карена Геворкяна, "Золотая рыбка" Александра Галибина, "Коллектор" Алексея Красовского, "Хороший мальчик" Оксаны Карас, "Монах и бес" Николая Досталя, "Пьяная фирма" Григория Константинопольского... Да и "Экипаж" Лебедева, не будем забывать, собрал 1,5 миллиарда рублей в прокате. Он куплен для проката в 45 странах мира – это рекорд для нового российского кино. А "Рай" Андрея Кончаловского получил приз за режиссуру в Венеции и реально претендует на "Оскар". И это неудачный год? Не смешите мои Искандеры, как принято писать в соцсетях. На мой взгляд, очень удачный Год кино. 

amp-next-page separator